Действуйте как стартап, даже если у вас магазин у дома

IT-предприниматель Дмитрий Широносов – о вступлении в эпоху фиджитал

Локдаун стал катализатором многих тенденций, на развитие которых в обычных условиях могли уйти годы. Проблемы, которые зарождались еще до кризиса, выросли перед нами в полный рост, а то, что подавало надежды лишь в далеком будущем, стало возможным прямо сейчас, — например, онлайн-образование. Привыкнуть к новой реальности — большой стресс, даже если эта реальность приносит что-то хорошее. Умение адаптироваться, повернуть ситуацию с пользой для себя и способность быть гибкими стали главными навыками как для людей, так и для бизнеса.

Дмитрий Широносов, генеральный директор Everypixel Group

Во всем мире люди поделились на два лагеря: тех, кто страдает, терпит и ждет, и тех, кто использует новые возможности. Да, кризис оставил многих людей без работы, убил чей-то бизнес и подкосил экономику, которая еще долго будет восстанавливаться и, возможно, восстановится уже в новом качестве. Но вместе с тем пришло понимание, что даже в новой жизни есть плюсы. Как, оказывается, много энергии и времени у нас уходило на передвижения и как быстро можно решать вопросы без долгих встреч и командировок. Стало очевидно, что несложно обойтись без уймы вещей и для жизни требуется не так много денег: можно, например, купить новую рубашку для встреч в Zoom, а брюки или юбку при этом покупать совсем не обязательно.

Мир сильно «интровертировался». Многие люди поняли, что живут здесь и сейчас, а не для какого-то призрачного счастливого будущего. Социальные сети очень точно отображают этот тренд: если раньше Instagram кишил фотографиями людей, демонстрирующих свою идеальную жизнь, то сейчас я замечаю, что стало больше природы и животных, размышления стали глубже и спокойнее, люди — искреннее.

Более осознанным становится и потребление контента: по данным еженедельного отчета OMD, нормализуется не только уровень телесмотрения, который на первых порах самоизоляции подскочил, но и объем пользования интернетом, снижаются просмотры кино, сериалов и YouTube (хотя эти показатели все еще выше, чем были до карантина). Обсуждение коронавируса в соцсетях тоже теряет актуальность. Кажется, кто-то адаптировался к новым условиям и научился получать удовольствие от процесса без каких-либо ожиданий от будущего, без погружения в грезы, теории заговора и прочие фейки.

В таких условиях для любого бизнеса как никогда становится полезным подход бережливого стартапа Эрика Риса, который помогает предпринимателям выживать в условиях полной неопределенности. Осознанно или нет, именно эти принципы используют сегодня многие рестораны, перестроившие свои процессы на доставку. Или преподаватели, тренеры, психологи и музыканты, перенесшие свои услуги в онлайн. Или предприниматели, которые заново перепридумали традиционный продукт: например, салоны красоты, которые стали доставлять боксы со средствами и сопровождать свои процедуры дистанционной консультацией. В этом смысле мы, наконец, по-настоящему вступаем в эпоху «фиджитал», когда реальная, физическая жизнь и цифровые технологии сосуществуют и дополняют друга друга. И неважно, делаете вы мобильное приложение или владеете кофейней, определить свое личное отношение к происходящему для бизнесмена полезнее, чем изучить десять успешных кейсов.

Нахождение в моменте, особенно в кризисном, — не лучшее состояние, но это прекрасная возможность «протрезветь», разобраться с личными потребностями и целями, со своим бизнесом, понять, чем заниматься и куда вкладывать свои ресурсы именно сейчас. Многие предпочли бы обойтись без этого кризиса, свободно передвигаться по миру, строить планы без рисков заболеть или обанкротиться. Но надо помнить, что трудные времена — это самые лучшие учителя.

Дмитрий Широносов, генеральный директор Everypixel Group

Вся лента