«Аудитория цифрового искусства серьезно изменится»
Дэвид Грин
Платформа Daata появилась пять лет назад при финансовой поддержке известного коллекционера фото-, видео- и цифрового искусства Аниты Заблудович. Ее главной целью стало предоставить частным коллекционерам и корпоративным клиентам, от бизнес-центров до отелей, возможность не только скачать цифровое произведение искусства передовых современных художников на любое устройство, но и демонстрировать их в режиме потокового видео. При этом частные подписчики могут зарегистрировать как бесплатный (позволяет видеть превью и покупать работы), так и платный персональный аккаунт ($10 в месяц, позволяет также создавать свои и просматривать существующие плей-листы, предоставляет доступ ко всем стриминговым сервисам платформы). Для корпоративных клиентов возможен только платный доступ (от $500 в месяц).
В середине мая на Daata был запущен новый раздел, посвященный художникам, которые представляют ведущие международные галереи. К уже имеющимся на платформе цифровым произведениям искусства, а их более 400, добавлены еще несколько десятков. Среди представленных галерей — Cavalo из Рио-де-Жанейро, Anna Schwartz из Мельбурна, Maccarone из Лос-Анджелеса, Stevenson из Кейптауна и Йоханнесбурга, Temnikova & Kasela из Таллина (постоянный участник арт-ярмарок Cosmoscow и Art Basel), мегагалерея Hauser & Wirth с филиалами в Цюрихе, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке и другие. О развитии платформы и востребованности цифрового и видеоискусства «Коммерсантъ. Арт» рассказал директор Daata Дэвид Грин.
Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к тому, чем занимаетесь сейчас. Как начиналась ваша карьера в искусстве?
Я начинал как художник-живописец. В какой-то момент развития карьеры я встретил свою будущую жену, Джейн Бастин. К тому времени, как мы поженились, я вышел на работу, которая позволяла бы содержать семью, а также начал делать проекты в мире искусства. Я занимался развитием новой аудитории, работой с меценатами, маркетинговыми инициативами, сетями поддержки и в целом методами расширения возможностей для художественных экосистем. Даже как художника это всегда меня интересовало.
Одним из проектов стал показ в кинотеатре «Принц Чарльз» на лондонской Лестер-сквер созданных художниками фильмов и видеоработ. Эта идея быстро нашла отклик у ведущих галерей и авторов, желающих показать себя в таком контексте. Я показывал проекты Кристиана Марклея, Марка Уоллингера, Натали Дюрберг и Ханса Берга, Уильяма Эгглстона, а также сотрудничал с музеем Тейт, галереями Hauser & Wirth и White Cube, Университетом Голдсмит и другими. В тот же момент видеоартом начали интересоваться и ведущие художественные ярмарки, стараясь мотивировать галереи показывать на стендах подобные работы, которые они обычно без большого удовольствия туда привозили. Одними из первых были The Armory Show и Independent NY в Нью-Йорке. Также я на протяжении восьми лет был куратором видео-, а затем и звуковой программы на Art Basel Miami Beach.
Как появилась платформа Daata?
Идея сформировалась после нескольких лет работы с арт-ярмарками. Я понял, что необходимо еще многое сделать для поддержки художников, работающих с видео, что привело к созданию цифровой платформы для продажи подобных произведений искусства.
Как построена работа с художниками?
Обычно нам помогают выбирать художников специально приглашенные кураторы. Так что это не платформа, куда каждый может загрузить свои творения. Существует процесс отбора, который мы начинаем с авторов, за которыми пристально наблюдали уже некоторое время, чей рынок исследовали, с кем плотно общались. Мы не принимаем непосредственного участия в создании работы, оставляя все решения и сам процесс художникам. Бизнес-модель состоит в том, что Daata выплачивает комиссию предоставившим работы авторам с каждой продажи, а также воспроизведения.
Кто является главными клиентами платформы?
Молодые и признанные коллекционеры, а также новая аудитория, которая интересуется искусством. У нас также есть стриминговый сервис, который позволяет подписчикам смотреть Daata TV, создавать свои плей-листы и проигрывать уже существующие. Регистрация бизнес-аккаунта позволяет корпоративным клиентам проигрывать подобные плей-листы в отелях, клубах, музеях, жилых и офисных помещениях.
Насколько платформа изменилась с 2015 года? Наблюдаете ли вы значительное увеличение спроса на цифровое и видеоискусство?
Когда мы запустили проект в 2015-м, интерес к нему возник сразу, но тогда у нас было только 18 художников. Сейчас их уже более 100, а на сайте появилась возможность для непрерывной трансляции программ и проектов. Спрос растет экспоненциально, особенно в последнее время, когда многие оказались на карантине и большую часть времени проводят дома.
Какие перспективы вы видите у рынка видео- и цифрового искусства, а также стриминговых сервисов, позволяющих его транслировать где угодно?
Рынок всегда был максимально благосклонен к работам, которые легче всего продать, а цифровое и видеоискусство никогда к этой категории не относилось. Арт-рынок последних 20 лет определяет феномен доминирования арт-ярмарок, а также аукционных торгов. У галерей в целом есть художники, которые занимаются цифровыми медиа. Их проекты показывают на групповых и персональных выставках, но редко привозят на ярмарки из-за постоянно растущих затрат на участие в них и потенциально слабые шансы продать подобные работы. Тем не менее все больший процент художников создает цифровые произведения искусства, и с новым миром на горизонте реалистично думать, что рынок существенно изменится в ближайшие месяцы и годы.
Каким вы видите развитие платформы в будущем?
Прежде всего мы считаем себя платформой, основа бизнеса которой демонстрация и продажа работ художников. Мы запустили стриминговый сервис на нашем сайте, Daata TV, а также раздел Daata Galleries, где международные галереи могут загрузить видео своих авторов и предложить их максимально широкой аудитории.
Раньше мы были очень сосредоточены на поддержании и укреплении нашей репутации при общении с довольно небольшой заинтересованной аудиторией — сейчас все меняется. Мы растем, аудитория приходит в Daata со всех уголков земного шара.
В нынешние странные времена, с которыми мы все столкнулись, желание увидеть мир с помощью цифровых медиа становится для многих все более важным, и мы являемся одной из ведущих мировых компаний в этой сфере.