Williams приехал к финишу
Одна из самых титулованных команд «Формулы-1» выставлена на продажу
Первой заметной потенциальной жертвой коронавируса в «Формуле-1» стала одна из старейших и самых титулованных ее команд — Williams. Она объявила о планах продажи миноритарного или контрольного пакета акций своей материнской компании на фоне зафиксированных после прошлогоднего провального чемпионата убытков и плохих ожиданий, связанных со срывом гонок из-за пандемии.
Вчера команда «Формулы-1» Williams выпустила заявление, согласно которому правление ее материнской структуры Williams Grand Prix Holdings (WGHP) рассматривает новые «варианты стратегии», связанные с «привлечением капитала». Они заключаются в продаже либо миноритарного, либо контрольного пакета акций WGHP вплоть до «продажи целой компании». В заявлении уточняется, что WGHP до сих пор не получила «ни одного предложения», а контакты с потенциальными инвесторами ограничиваются «предварительными переговорами» (в качестве финансовых консультантов при их проведении наняты Allen & Co и Lazard). Клэр Уильямс, заместитель шефа Williams и дочь основателя «конюшни» Фрэнка Уильямса, остающегося формальным первым лицом и держателем крупнейшего — 51,3% — пакета ее акций (остальные находятся во владении партнеров господина Уильямса Брэда Холлинджера и Патрика Хеда, трастового фонда, а также в свободном обращении на бирже), во время телеконференции уточнила, что рассчитывает завершить процесс «в течение трех-четырех месяцев». При этом представители команды подчеркивают, что в нынешнем чемпионате «Формулы-1» в любом случае она будет выступать. Правда, из-за пандемии коронавируса отмене или переносу на неопределенный срок подверглась уже примерно половина гонок первенства, которое, как предполагается, должно начаться в июле с Гран-при Австрии.
Почему эта новость оказалась в числе наиболее популярных новостей недели в Великобритании, понять нетрудно. Основанная в 1977 году Williams — одна из старейших и самых титулованных команд «Формулы-1». За нее выступали такие выдающиеся гонщики, как Ален Прост, Айртон Сенна, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл. Ее пилоты выиграли в общей сложности семь чемпионских титулов, а сама команда — девять Кубков конструкторов (по этому показателю ее опережает лишь Ferrari).
Впрочем, успехи Williams — это на самом деле уже довольно давняя история. С 1997 года, после триумфа Жака Вильнева, она чемпионатов «Формулы» не выигрывала, а достижения были в лучшем случае локальными — в виде призовых мест на этапах Гран-при. Команды, за которыми стояли автогиганты, постепенно вытеснили частную Williams сначала во второй, а затем и в третий эшелон серии. В двух предыдущих первенствах она занимала последнее, десятое, место в таблице Кубка конструкторов.
Нетрудно понять, и почему WGHP именно сейчас решила пойти на продажу команды. Заявление о подготовке к ней было сделано на фоне публикации очередного финансового отчета компании — за 2019 год. В нем зафиксировано снижение доходов WGHP, связанных с «Формулой-1», со £130,7 млн в позапрошлом сезоне до £95,4 млн. Убытки команды составили £13 млн. Тяжесть финансового положения Williams усугубил уход ее ключевого спонсора — ROKiT, практически совпавший с публикацией отчета.
Комментируя эти цифры, исполнительный директор Williams Майк О’Дрисколл приписал их в первую очередь общей ситуации в «Формуле-1», а именно возникшему в последние годы слишком явному «расслоению» в серии. Впрочем, господин О’Дрисколл признал, что «стоимость коммерческих прав» уменьшилась не только из-за снижения уровня конкуренции в чемпионате, но и под влиянием пандемии и спровоцированной ею неопределенности с ближайшим будущим серии. А надежды на возвращение конкуренции и стабилизацию финансовой ситуации, по мнению Майка О’Дрисколла, заключаются прежде всего в стратегии владельца «Формулы-1» компании Liberty Media.
Под ней подразумевается введение с 2021 года нового финансового инструмента — «потолка бюджетов» команд: он установлен на отметке $145 млн и в дальнейшим будет постепенно снижаться. Выравниванию, по расчетам Liberty Media, будут способствовать и некоторые другие новшества регламента, которые планируется имплементировать в ближайшие сезоны.