Украина и Венгрия попытались найти общий язык
Киев стремится устранить препятствие на евроатлантическом пути
Власти Украины вплотную занялись преодолением давнего конфликта со страной, которая громче остальных членов ЕС и НАТО выступает против евроинтеграции Киева. 29 мая глава МИД Украины Дмитрий Кулеба, несмотря на пандемию коронавируса, посетил Венгрию, где встретился со своим коллегой Петером Сийярто. Господин Кулеба призывал своего собеседника «перевернуть все страницы, которые разъединяют» две страны. Однако, как отмечают в Будапеште, свое дружелюбие Киев должен продемонстрировать не только на словах. А пока, как дал понять по итогам переговоров Петер Сийярто, проблема с соблюдением прав венгерской общины на Украине остается нерешенной.
Свой первый зарубежный визит с момента введения карантинных мер на фоне пандемии COVID-19 Дмитрий Кулеба совершил в Венгрию. Для этого главе украинской дипломатии пришлось преодолеть сотни километров на автомобиле. В последнее время диалог между Киевом и Будапештом заметно участился. Это уже не первая встреча глав МИДов двух стран за полгода — последняя произошла в феврале. Еще дважды за период пандемии министры пообщались по телефону.
Целью визита было заявлено обсуждение инвестиционного и торгового сотрудничества. И по итогам переговоров действительно были подписаны два документа в этой сфере.
Однако куда более важная цель для Киева — возвращение поддержки Будапешта в вопросах евроинтеграции Украины.
Это вполне однозначно дал понять и сам господин Кулеба, выступая в ходе совместного с Петером Сийярто брифинга. «Мы рассчитываем на то, что будет восстановлена полноценная поддержка Венгрией (вступления.— “Ъ”) Украины в НАТО»,— указал он. И добавил: «Настало время перевернуть все страницы, которые нас разъединяют, и удвоить наши усилия на пользу наших народов, стран и континента в целом». Петер Сийярто, впрочем, сразу расставил точки над i, сказав: «Венгрия ждет решения проблем с вопросом образования и законом об использовании государственного языка. Тогда мы не будем блокировать то, что блокируем в связи с НАТО».
Отношения между Киевом и Будапештом обострились в сентябре 2017 года с принятием украинского закона «Об образовании», который жестко ограничил использование в стране языков национальных меньшинств. В Венгрии назвали документ «позорным», обвинив Киев в «ударе в спину», поскольку именно Будапешт продвигал интеграцию Украины в ЕС. Тогда же венгерская сторона подала жалобы в ОБСЕ и ООН, начала блокировать работу комиссии Украина—НАТО, а также предупредила: о вступлении в ЕС Украина «может забыть».
Для Будапешта «языковой вопрос» остается значимым, учитывая размер венгерской общины (около 120 тыс. человек) в Закарпатской области Украины.
Впрочем, это не единственный камень преткновения в отношениях Будапешта и Киева. В последние годы Венгрия проводила политику ассимиляции украинцев в Закарпатье, что неоднократно оборачивалось громкими скандалами. Так, в октябре 2018 года стало известно о массовой выдаче венгерским консульством паспортов жителям Берегово (Закарпатская область) с рекомендациями о последующем сокрытии факта второго гражданства от украинских властей. Венгерские паспорта украинцы получают охотно, ведь они дают массу привилегий, в том числе свободное пересечение границ и трудоустройство в ЕС. В августе 2018 года Будапешт также учредил должность уполномоченного по развитию Закарпатья, что моментально вызвало протест в Киеве.
Приход Владимира Зеленского на пост президента Украины в Венгрии связывали с надеждами на пересмотр языковой политики, но проблема так и осталась нерешенной. В январе 2020 года Верховная рада приняла новый закон «О полном общем среднем образовании», который содержал все те же языковые нормы: учиться на языке нацменьшинств можно будет только в начальных классах, а при получении среднего образования 80% предметов должны преподавать на украинском. Компромиссным, однако, стало решение о вступлении закона в силу лишь в 2023 году.
Тем не менее как минимум смена тональности в украинско-венгерских отношениях все-таки произошла.
Хотя на прошлой встрече в феврале Петер Сийярто заявил, что Будапешт не поддерживает принятый Киевом образовательный закон, он также подтвердил: в Венгрии сознательно не делали заявлений относительно этой инициативы, чтобы оставить возможность для договоренности.
В свою очередь, господин Кулеба тогда пообещал вынести на рассмотрение Верховной рады законопроект о национальных меньшинствах, на принятии которого ранее настаивали в Совете Европы.
Способствовать разрешению старых споров, как ожидается, должны будут запланированные на июль киевские переговоры Владимира Зеленского и его венгерского коллеги Виктора Орбана. 20 мая господин Зеленский сообщил, что лидер соседней страны в течение года ищет с ним встречи и что он сам к этой «фундаментальной встрече» готов. «У нас непростые пока отношения с Венгрией,— констатировал президент Зеленский,— но, я думаю, мы этот вопрос в ближайшее время решим». При этом украинский лидер анонсировал подписание меморандума, который регламентирует вопросы безопасности и понимания истории.
«Надо понимать, что в Венгрии сегодня у власти находится национал-демократическое правительство, оно не может уступить Украине, согласившись на то, чтобы права венгроязычных граждан соседней страны были нарушены. Для Орбана и его соратников это больная тема, потому что после распада Австро-Венгерской империи очень много венгров проживают не на территории Венгрии,— заявил “Ъ” политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.— Пересмотр вопроса языка на Украине — это тоже проблема, ведь это спровоцирует конфликт с правыми радикалами, на который власть не хочет идти. Если сохранить венгроязычное образование, тогда нельзя не сохранить другие — на русском, молдавском, румынском. Компромисс возможен в сохранении статус-кво, то есть ранее существовавшей системы образования».
«Понятно, почему венгерское правительство выступало за изменение украинского законодательства. Но между тем укрепление отношений Киева с Европой — в интересах не только Евросоюза, но и Венгрии,— заявила “Ъ” ведущий аналитик венгерского центра IDEA Нора Хайду.— Украина — не только соседняя нам страна, но и внешняя граница Евросоюза. Так что в интересах Венгрии, чтобы Украина была стабильной и безопасной». Вместе с тем аналитик Центра основных прав (Венгрия) Золтан Кошкович категоричен: «Пока Украина не обеспечит национальным меньшинствам право на обучение на родном языке на том уровне, к которому ее обязывают международные соглашения, она сама ставит себе препятствия на пути к евроатлантической интеграции». При этом эксперт заверил “Ъ”, что украинская сторона все еще не предприняла необходимых для разрешения конфликта шагов: «Президент Зеленский говорил о возможности изменения некоторых формулировок в законе, однако пока что это только слова без какой-либо конкретики».