Авто покатило в кризис
В Краснодарском крае на 90% снизилась выдача автокредитов
Сфера автокредитования на Кубани стала самой пострадавшей в период пандемии коронавирусной инфекции. Количество выданных кредитов на покупку авто в регионе снизилось за месяц на 90,5%. Это третий результат среди российских регионов. Снижается также и средний размер автокредита. Эксперты полагают, что данную отрасль сможет спасти только государственная поддержка.
В тройке антилидеров
Краснодарский край в апреле текущего года вошел в тройку лидеров по снижению количества выданных кредитов на покупку автомобилей. Так, в четвертом месяце этого года на кредитные организации Кубани приходится всего 315 автозаймов, в то время как в марте было выдано 3312 автокредитов. Снижение составило рекордные 90,5%. Большее снижение зафиксировано только в Москве (-93,7%) и Московской области (-93,6%). В пятерку также входят Ставропольский край (-87,7%) и Ростовская область (-86,3%), сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
В целом по России в апреле 2020 года количество купленных в кредит автомобилей (и новых и подержанных) составило 17,5 тыс. единиц. По сравнению с предыдущим месяцем число выданных автокредитов сократилось на 80,8% (в марте 2020 года — 91 тыс. ед.).
По сравнению с аналогичным периодом 2019 года в апреле 2020 года сокращение выдачи автокредитов в Краснодарском крае составило 88,85% (было — 2826 займов). В России сокращение год к году оказалось на уровне 81,1% (в апреле 2019 года — 92,8 тыс. ед.). «Падение выдачи кредитов на покупку автомобилей в апреле 2020 года оказалось сопоставимым с сокращением, зафиксированным в кризисном январе 2015 года по сравнению с декабрем 2014 года. Тогда выдача автокредитов упала на 84,3%»,— говорят аналитики НБКИ.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка новых легковых автомобилей в апреле 2020 года уменьшился в России по сравнению с мартом текущего года на 66,1% и составил 54,5 тыс. единиц (в марте — 160,6 тыс. ед.).
Падение продаж зафиксировано у всех производителей и дилеров, меньше всех при этом пострадали отечественные производители («Автоваз» и ГАЗ), больше всех снижение продаж отмечено у иностранных марок ценового сегмента «средний плюс» и «бизнес»
Наибольшее количество автокредитов в российских регионах в апреле текущего года было выдано в Кемеровской (1,46 тыс. ед.) и Свердловской (0,89 тыс. ед.) областях, а также в Республике Башкортостан (0,82 тыс. ед.), Челябинской области (0,82 тыс. ед.) и Санкт-Петербурге (0,80 тыс. ед.). В Москве и Московской области, которые всегда были лидерами по выдаче автокредитов, в апреле 2020 года гражданам было предоставлено всего 0,48 тыс. и 0,34 тыс. кредитов на покупку авто. Краснодарский край, занимавший в апреле 2019 года девятое место среди регионов России по количеству выданных автокредитов, в апреле 2020-го опустился на 18-е место.
Что касается покупки новых автомобилей, то в апреле этого года на Кубани их было продано всего 1404 штуки, тогда как в марте этот показатель составлял 5997 штук. Снижение составило 76,6%. Это также один из самых высоких показателей. Сильнее продажи новых авто упали только в Ханты-Мансийском автономном округе (-88,4%) и Москве (-80,7%). В числе лидеров по количеству проданных новых авто остается Москва (4765 машин), а также Московская область (3156), Санкт-Петербург (2626), Самарская область (2188) и Татарстан (2104).
Самая пострадавшая отрасль
По результатам первого квартала 2020 года Краснодарский край вошел в число регионов-лидеров по автокредитованию. Так, за первые три месяца было выдано 8193 кредитов на покупку авто, что на 19% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года и является рекордом за последние семь лет. Больший рост был зафиксирован лишь в Омской (+30,1%) и Белгородской (+25,4%) областях. Аналитики тогда отмечали, что основной причиной такого роста выдачи кредитов на покупку авто стали госпрограммы льготного автокредитования, реализация которых в этом году стартовала с января, а не в марте, как это было в прошлом году. Однако в апреле, прежде всего в связи с самоизоляцией граждан, эксперты ожидали существенного сокращения выдачи автокредитов.
«В период самоизоляции наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов. В отличие от других типов кредитования граждан, в автокредитовании слабо развиты дистанционные каналы продаж. А традиционное офлайн-кредитование в автосалонах в апреле фактически остановилось. По мере отмены карантинных мероприятий ситуация постепенно будет восстанавливаться, но на уровень начала года автокредитование, скорее всего, выйдет еще не скоро»,— комментирует генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
Отметим, что сокращение выдачи кредитов в апреле относительно марта в сегментах потребительских кредитов составило в России 60%, кредитных карт — 63,5%, микрозаймов — 35,1%. В Краснодарском крае выдача потребкредитов сократилась на 73,9%, кредитных карт — на 73,9%, микрозаймов — на 45,7%.
Всего за 2019 год, по данным статистики, в Краснодарском крае было выдано 33 473 кредита на покупку новых и подержанных авто. Это на 13% больше, чем в 2018 году. Сейчас же, по словам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, пандемия коронавируса и последовавшие ограничительные меры самым негативным образом сказались на работе автодилеров, что в свою очередь не могло не повлиять и на автокредитование.
«Россияне в апреле купили новых автомобилей втрое меньше, чем в марте, а выдача автокредитов упала в пять раз. При этом в зависимости от региона ситуация заметно отличается: если в Москве рынок за месяц упал на 80%, то, к примеру, в Кемеровской области – на 30%. Во-первых, динамика падения зависит от того, была ли разрешена работа дилеров (в Москве она была запрещена), и жесткости режима самоизоляции. Во-вторых, разрешение на их работу принималось региональными властями самостоятельно и отличалось по срокам»,— комментирует эксперт.
Автодилеры Краснодарского края отказались комментировать „ЭР” находящуюся в зоне их компетенции ситуацию.
Средний размер снизился
По состоянию на апрель текущего года средний размер кредита на покупку автомобиля в Краснодарском крае составил 902,9 тыс. руб. По сравнению с мартом этого года средний размер автокредита в регионе снизился на 7,6% (был 977,5 тыс. руб.), сообщают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ).
В целом Краснодарский край находится на пятом месте по величине среднего размера кредита на покупку авто после Москвы (1,2 млн руб.; -4,2%), Московской области (1 млн руб.; -4,7%), Санкт-Петербурга (958,2 тыс. руб.; -6,7%) и Ханты-Мансийского автономного округа (916,4 тыс. руб.; -0,7%).
В целом по России в апреле 2020 года средний размер выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) составил 697,4 тыс. руб. По сравнению с мартом показатель упал на 17,8% или на 151,4 тыс. руб. (в марте 2020 года — 848,8 тыс. руб.).
По состоянию на апрель текущего года средний размер кредита на покупку автомобиля в Краснодарском крае составил 902,9 тыс. руб.
При этом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в апреле 2020 года снижение среднего размера автокредитов составило 7,1% (в апреле 2019 года — 750,8 тыс. руб.). Самую серьезную динамику снижения среднего размера выданных кредитов на покупку автомобиля по сравнению с мартом текущего года продемонстрировали Кемеровская область (-34,3%), Алтайский край (-29,4%), а также Тульская (-24,0%), Воронежская (-21,1%) и Оренбургская (-20,5%) области. В Москве и Санкт-Петербурге средний размер кредита на покупку авто снизился на 4,2% и 6,7% соответственно.
«Сокращение выдачи происходило в основном за счет заемщиков хорошего кредитного качества, которые, как правило, снижают свою кредитную активность в кризисные периоды. Этим заемщикам банки делегируют максимальные суммы кредитов. Также стоит отметить, что в большинстве наиболее кредитно активных регионов с наивысшим средним чеком по автокредиту в стране (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и т.д.) были введены наиболее жесткие мероприятия по самоизоляции. Это могло привести к размыванию доли наиболее крупных займов заемщиков из этих регионов в общей массе выданных в апреле в РФ автокредитов и, соответственно, снизить средний размер чека по кредиту на покупку авто в стране»,— прокомментировал генеральный директор НБКИ Александр Викулин.
Правительственная рука помощи
Ассоциация европейского бизнеса, подводя итоги автопродаж в РФ в первый месяц полноценных ограничений, назвала его «черным апрелем». Так, как пишет “Ъ”, впервые за историю российского автопрома продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали сразу на 72,4%. Спрос во втором квартале, по данным экспертов, существенно снизится из-за закрытия дилерских центров на карантин и режима самоизоляции граждан. Теоретически автомобили можно было продавать в режиме онлайн, однако на крупнейшем авторынке РФ (в Москве и Московской области) дилерам эта опция была недоступна. Ситуацию осложнило как закрытие автосервисов (сейчас уже открыты), где машины проходили предпродажную подготовку, так и ограничение мобильности из-за ввода цифровых пропусков.
Эксперты полагают, что к уровню 2019 года спрос на автомобили может вернуться лишь в 2023 году. Все игроки рынка сходятся во мнении, что для возобновления спроса на авто необходима господдержка. В частности в легковом сегменте пока фактически есть лишь одна мера — льготные автокредиты, придуманные в кризис 2008–2009 годов. На фоне пандемии правительство увеличило финансирование программы на 7 млрд руб. — до 17 млрд руб. В Минпромторге рассчитывают, что за счет увеличения финансирования будет продано дополнительно 50 тыс. легковых автомобилей.
Правительство также рассматривает возможность дополнительно субсидировать автокредиты на машины российского производства в случае, если при этом старая машина сдается в трейд-ин. В Минпромторге говорят, что такой клиент может получить скидку в 10% от первоначального взноса, возраст сдаваемого автомобиля должен превышать шесть лет.
Кроме того, реальные меры поддержки получили производители коммерческого транспорта. Правительство планирует провести масштабные закупки для государственных нужд, перераспределив на этот год объемы с 2021–2022 годов. Уже проведен один заказ на реанимобили — почти 1,3 тыс. машин на 5,2 млрд руб. Также Владимир Путин обещал 5 млрд руб. на закупки скорых. Еще около 25 тыс. новых машин приобретут в этом году МВД, Росгвардия, Минобороны, МЧС и ряд других структур. В целом объем опережающих госзакупок в мае—июле составит 33,5 тыс. машин, говорил глава Минпромторга Денис Мантуров «России 24».
Не первоочередные траты
В ситуации неопределенности и стресса, в котором оказалось население на фоне ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса, граждане больше беспокоились о запасах продуктов и медикаментов, чем о покупке автомобиля, считают эксперты. По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, ранее в Краснодарском крае регистрировались рекорды по числу выданных автомобильных кредитов, поэтому вполне ожидаемо, что и падение этого показателя также стало максимальным по сравнению с другими регионами.
«Справедливости ради надо сказать, что сокращение числа выданных автокредитов коснулось всей страны: на фоне режима самоизоляции, когда не работали автосалоны и отделения банков, почти стопроцентное падение числа выдачи займов было ожидаемым»,— говорит собеседник „ЭР”.
Глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин отмечает, что значительное сокращение выдачи автокредитов в апреле связано с ограничительными мерами, которые в разных субъектах РФ отличались по своей жесткости. «Так, надо смотреть, была ли разрешена работа дилеров в конкретном регионе, так как это напрямую повлияло на объемы продаж автомобилей. Также режим самоизоляции означает меньше заключенных договоров офлайн, так как многие люди предпочитали находиться дома. Во-вторых, падение реальных доходов населения приводит к снижению спроса на долгосрочные кредитные обязательства, поэтому такие тенденции в сфере автокредитования вполне объяснимы»,— говорит эксперт.
По мнению Павла Сигала, в ближайшей перспективе ожидается, что рынок автокредитования сократится на 30-50%, что связано с падением доходов населения и кризисной ситуацией в экономике. Сейчас, по его словам, падение продаж зафиксировано у всех производителей и дилеров, меньше всех при этом пострадали отечественные производители («Автоваз» и ГАЗ), больше всех падение продаж отмечено у иностранных марок ценового сегмента «средний плюс» и «бизнес».
«То есть российские граждане если и будут покупать автомобили в кредит, то станут ориентироваться на стоимость машин в основном до 1 миллиона рублей. Также на темпах автокредитования скажется политика банков, которые ужесточают требования к заемщикам (официальная высокая зарплата, высокий кредитный рейтинг, низкий уровень долговой нагрузки). А число таких заемщиков по всей стране сокращается. Выход для поддержки автокредитования — в сохранении льготных программ и в субсидировании отрасли. Однако, по разным оценкам, сектор вернется к докризисному уровню не ранее, чем к концу 2021 года или позже»,— резюмирует эксперт.