Вертолет сам улетел и разбился
Причиной катастрофы считают неисправность
Одной из главных версий крушения военно-транспортного Ми-8 на Чукотке следствие считает техническую неисправность. Командированный из хабаровской воинской части экипаж 26 мая опробовал двигатель после проведенного технического обслуживания, машина оторвалась от площадки и тут же ударилась о землю и загорелась. Эксперты не исключают и вероятности ошибки при проверке противообледенительной системы и замене штепсельного разъема, но подчеркивают, что истинную причину можно установить только после расшифровки обнаруженных черных ящиков.
Крушение вертолета Ми-8 ВКС России на Чукотке, при котором погибли двое летчиков, бортовой и наземный техники, произошло после технических работ по проверке элементов противообледенительной системы (ПОС) и замене штепсельного разъема пятой лопасти несущего винта. Об этом “Ъ” сообщил источник в ВКС.
Напомним, около 13:55 по местному времени 26 мая в районе аэропорта Анадыря (Угольный) разбился вертолет Ми-8 11-й армии ВВС и ПВО. Машина и экипаж были командированы из в/ч 42838 ВКС России, которая дислоцируется в Хабаровске. Военным следственным отделом СКР по Анадырскому гарнизону по факту нарушения правил полетов или подготовки к ним (ст. 351 УК РФ) возбуждено уголовное дело.
По предварительной информации, одна из главных версий состоит в том, что причиной крушения послужила техническая неисправность.
«Экипаж запустил двигатель на земле. При опробовании двигателя произошло отделение от земли с некоторым вращением и последующим падением на правый бок. Вертолет сгорел, экипаж и наземный техник погибли»,— передал собеседник “Ъ”. В числе погибших командир экипажа, летчик первого класса, старший звена капитан Игорь Кононов, летчик-штурман старший лейтенант Роман Султанов, борттехник капитан Павел Лагунов и наземный техник вертолета Кирилл Балашов.
В первый час после трагедии поступали противоречивые сведения. Вскоре от Минобороны РФ поступил комментарий, в котором говорилось, что вертолет Ми-8 совершил жесткую посадку при выполнении учебно-тренировочного полета и в результате столкновения машины с поверхностью земли экипаж погиб. Некоторую ясность внесли появившиеся в соцсетях кадры съемки вертолетной площадки аэропорта. На них видно, что вертолет оторвался от площадки, после чего машину закрутило с правым вращением и ударило о землю.
Со слов работников аэропорта, падение вертолета произошло в некотором удалении от основного комплекса аэропорта Угольный. «Горящий вертолет тушили силами МЧС и аэропортовой службы поиска и спасения. Принадлежащий Минобороны участок аэродрома находится вдали от аэровокзального комплекса и в стороне от ВПП, поэтому на работу аэропорта инцидент не повлиял»,— сообщил “Ъ” очевидец.
На «Авиафоруме» участники обсуждения случившейся трагедии отмечают, что правое вращение вертолета труднообъяснимо. «Отрыв был непреднамеренным. Не факт, что там вообще кто-то за управление держался, если планировалась наземная гонка с выключением. Отсюда и четыре человека на борту»,— комментирует один из них. «Возможно, частичный отказ ПОС несущего винта: четыре лопасти начали обогреваться, а пятая — нет. Резкую вибрацию командир вертолета воспринял как “земной резонанс”. Решил оторвать вертолет от земли, но вибрация усилилась!..»
А источник “Ъ”, ранее служивший в военной авиации, не исключил, что причиной трагедии могла быть ошибка, допущенная при выполнении технических работ по проверке устройств противообледенительной системы вертолета.
«Проверка противообледенительной системы (ПОС), в том числе несущего винта,— это сложный вид регламентных работ. Возможно, были допущены ошибки при проверке ПОС и замене штепсельного разъема. Дело в том, что ПОС — это сложный комплекс элементов, запитанных от бортовой сети. Неправильная их работа (вследствие, например, неправильного соединения) могла вызвать аварийную ситуацию. Впрочем, все прояснят найденные прибор регистрации параметров полета и бортовой самописец»,— подчеркнул собеседник “Ъ”.
Расследование обстоятельств трагедии продолжается. Официально военные авиаторы и следователи пока ситуацию не комментируют.