Oculus за «Окулюс»
Facebook судится за бренд в России
Американская Facebook пытается защитить в российском суде права на товарный знак Oculus, под которым развивает линейку устройств для виртуальной реальности. Его по нескольким классам, включая компьютерные игры, успела зарегистрировать до 2025 года неизвестная компания из Санкт-Петербурга. Юристы полагают, что Facebook удастся добиться хотя бы частичного удовлетворения иска.
Дочерняя структура Facebook, Facebook Technologies LLC, подала в Суд по интеллектуальным правам иск к петербургскому ООО «Эко» о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака Oculus, свидетельствуют данные картотеки арбитражных дел. Иск подан 28 апреля, принят к производству 7 мая, заседание назначено на 15 июня.
Oculus — подразделение Facebook, занимающееся разработкой программного обеспечения для виртуальной реальности и устройств под этим же брендом. Компания Oculus была куплена Facebook в 2014 году за $2 млрд. В пресс-службе Facebook не ответили на запрос “Ъ” о сути претензий.
Как следует из данных «СПАРК-Интерфакс», ООО «Эко» зарегистрировано в Петербурге в 2008 году. На домене компании ранее размещался интернет-магазин товаров для дома и косметики. Ее единственный учредитель Алексей Клявин не ответил на вопросы “Ъ”, а гендиректор Екатерина Сучкова отказалась от комментариев.
В декабре 2016 года ООО «Эко» по заявке от апреля 2015 года зарегистрировало в России товарный знак «Окулюс»/Oculus для нескольких видов деятельности, включая, например, услуги игр через компьютерную сеть; исключительное право действует до 29 апреля 2025 года.
У Facebook тоже уже зарегистрировано в России несколько товарных знаков, содержащих слово Oculus, но в других классах.
О случаях судов Facebook в России за товарные знаки до сих пор не было известно, но компании уже приходилось урегулировать похожие вопросы в сфере доменов. В 2017 году Facebook потребовала от платежной системы «Золотая корона» передать ей безвозмездно домен facebook.ru, сообщал “Ъ” 4 сентября 2017 года. Сейчас, по данным сервиса Whois, домен принадлежит американской корпорации.
Среди известных похожих дел старший партнер юридической фирмы Intellect Максим Лабзин вспоминает требования Alibaba Group по поводу товарного знака «Алибаба» и PepsiCo о товарном знаке «От всей души». Оба дела компании выиграли в 2014 году. В 2019 году «Яндекс» судился с производителем шоколадной пасты Alisa — немецкой Munitor Gruppe, дело закончилось мировым соглашением. Собеседник “Ъ” оценивал, что «Яндекс», использующий имя «Алиса» для умной колонки, мог заплатить за права на знак $50–150 тыс. (см. “Ъ” от 25 октября 2019 года).
Достаточно уверенно можно утверждать, что суд по крайней мере частично удовлетворит иск Facebook, считает управляющий партнер компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков, ведь ответчик явно не может использовать товарный знак во всех классах товаров и услуг, для которых его зарегистрировал.
Знак Oculus зарегистрирован «Эко» в отношении очень разных товаров и услуг: для лекарств, растений, саун, ухода за животными, а также для развлекательных услуг, в том числе проведения компьютерных игр и обеспечения игрового процесса, подтверждает Максим Лабзин. «Если ответчик не представит доказательств использования товарного знака для соответствующих услуг за прошедшие три года, а Faсebook докажет добросовестную заинтересованность в его использовании, то иск будет удовлетворен»,— рассуждает он.
Регистрация товарного знака Oculus российской компанией могла создать проблемы для Facebook, возможно, корпорация опасается официально выводить на рынок свой продукт под тем же названием, допускает зампред комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. В подобных случаях, по его словам, есть риск, что владелец знака может дорого перепродать его сторонней компании, которая и займется преследованием за его использование.