Каких мер поддержки вам не хватает?
На вопрос об эффективности, избыточности или недостаточности необходимых, возможных и принятых мер поддержки бизнеса в период тотального кризиса нельзя ответить однозначно. Нужно отдельно оценивать каждую компанию, вид деятельности и сектор экономики.
Владимир Кошелев, председатель совета директоров корпорации «Кошелев»:
— Пока все мы находимся в тяжелой экономической ситуации, в кризисе будет совершенной утопией излишнее администрирование и контрольно-надзорная деятельность — это смерти подобно. Поэтому я считаю, что необходима дополнительная мера поддержки: абсолютно по всем налогам надо дать отсрочку по обычному заявительному характеру в электронном виде как минимум на полгода. И это должно распространяться на все отрасли, так как непострадавших нет. И только после выхода из режима самоизоляции, когда у бизнеса пойдет выручка, необходимо принимать решение о том, какие налоги списать, а какие должны быть выплачены в последующие периоды.
Нашей стране понадобилось 20 лет, чтобы приучить все сектора экономики работать в белую. Но если у предприятий не будет выручки, а государство продолжит начислять налоги, бизнес будет искать решения в этой ситуации, и мы опять вернемся в серую зону, на выход из которой вновь потребуются десятилетия.
Андрей Романенко, генеральный директор ИТ-компании «Эвотор»:
— Программа господдержки обновляется каждую неделю, расширяются и список наиболее пострадавших отраслей, и сам пакет мер. Однако пока эти меры распространяются только на малый и средний бизнес, хотя крупным несырьевым компаниям поддержка нужна не меньше. Крупный, средний и малый несырьевой бизнес составляют одну товаропроводящую цепочку, сломается одно звено — порвется вся цепочка.
Объявленные субсидии и отсрочки по налогам и взносам не могут компенсировать простои и падения выручки. К тому же, чтобы их получить, нельзя было сокращать сотрудников, тогда как многие простаивающие предприятия увольняли работников в апреле, чтобы те могли зарегистрироваться на бирже труда.
Практика показывает, что многие пострадавшие предприятия МСБ не могут получить помощь по формальным причинам. Сейчас список пострадавших отраслей составляется на основе видов деятельности и кодов ОКВЭД. Но есть более объективные критерии оценки ущерба от пандемии. В список пострадавших необходимо включать предприятия, выручка которых упала в апреле более чем на 30% относительно средневзвешенной выручки за месяц в четвертом квартале 2019 года.
Один из самых острых вопросов сейчас — это аренда коммерческой недвижимости. По федеральному и муниципальному имуществу предусмотрена отсрочка в шесть месяцев, а в некоторых регионах и каникулы. А в отношении коммерческого имущества арендодатели и арендаторы должны договариваться самостоятельно. И это удается далеко не всем. Поэтому необходимо дать арендаторам возможность досрочно расторгать договоры аренды и требовать снижения арендной платы или возможности платить процент от оборота, а не фиксированную ставку.
Владимир Кузнецов, вице-президент Ассоциации юристов в сфере ликвидации и банкротства:
— На вопрос об эффективности, избыточности или недостаточности принятых мер поддержки нельзя ответить однозначно. Надо брать каждую сферу деятельности и раскладывать ее на составляющие. Если мы будем говорить о чем-то без привязки к виду деятельности, то какие-то меры для компании будут избыточны, а каких-то явно будет не хватать. Например, тем, кто находится на упрощенной системе налогообложения, никакие отсрочки и снижения налогов не нужны, реальные уплачиваемые суммы налогов ни на что не влияют, пониженная ставка «упрощенцев» снижает их издержки, но не является поддержкой.
На мой взгляд, больше всего нуждается в поддержке сфера аренды и вообще отношений арендатор-арендодатель. Сначала приняли меры для поддержки арендатора, сейчас просто необходимо поддержать арендодателя. Те, кто имеет свою недвижимость в статусе ипотеки, получают огромное количество проблем.
Наверное, надо было бы помогать вообще всем. Установить критерий, исходящий не из вида деятельности, а из уплаты налогов в бюджет или количества занятых сотрудников. Это было бы эффективно, ведь две разные организации, одна из которых попала в перечень особо пострадавших, а другая — нет, будут сейчас по-разному поддерживаться, хотя люди работают и там, и там.