Группы поддержки
Регуляторы по всему миру трансформировались из контролеров и надзирателей в спасателей
Меры, принимаемые финансовыми властями для того, чтобы помочь банкам пережить новый кризис, можно разделить на две группы. Первая группа — это прямая помощь банкам: вливание ликвидности, снижение нижней границы резервов, возможность использования накопленного капитала, беспроцентное кредитование или даже кредитование по отрицательным ставкам, сокращение проверок. Вторая группа — это помощь клиентам (бизнесу и населению) с целью предупреждения массового банкротства и стимулирования рынка кредитования.
Денежный дождь
По максимуму своих финансовых возможностей поддерживают свои банковские системы страны—эмитенты полноценных резервных валют: США, еврозона, Китай.
Американский регулятор предпринял самую мощную в мире поддержку банковского сектора. Баланс Федерального резерва США за счет принимаемых мер вырос более чем на $5 трлн, то есть почти на 28% от ВВП страны.
Ликвидностью были обеспечены не только банки, но и корпоративный сектор. Это должно предупредить банкротства компаний. Также регулятор объявил о целом ряде новых программ поддержки кредитования, крупного, малого и среднего бизнеса. Посредством операций репо крупнейшие банки, входящие в перечень первичных дилеров Федрезерва, получили бесплатную долларовую ликвидность. Также регулятор снизил ставку по федеральным фондам до 0,25% — на таком уровне она находилась в период с декабря 2008 года по декабрь 2015 года.
США за последние два месяца не только привлекли сотни миллиардов новых займов, но и на волне финансовой паники рефинансировали под близкий к нулю процент изрядную часть старого долга. Именно поэтому Федрезерв имел возможность сразу же включить на полную мощность печатный станок. Эти экстраординарные меры Федрезерв объяснил потребностью «устранения весьма необычных сбоев на рынке казначейского финансирования, связанных со вспышкой коронавируса». «Однако первые сбои с межбанковской ликвидностью, как известно, начались еще осенью, и, наблюдая за развитием вирусного кризиса, трудно было отделаться от ощущения, что регулятор только и ждал подходящего повода, чтобы залить банковскую систему деньгами по максимуму, а во время пандемии просто резко нарастил объемы»,— заметил Петр Пушкарев, эксперт информационно-аналитического центра TeleTrade.
У европейского Центробанка возможностей меньше, чем у ФРС, поэтому и меры поддержки, предоставляемой им, скромнее. ЕЦБ запустил программу Pandemic Emergency Purchase Programme на €750 млрд (примерно $811 млрд), включая в эту сумму скупку государственных и корпоративных облигаций. Также была утверждена программа Еврокомиссии о совокупной помощи странам еврозоны на €540 млрд ($684 млрд). В рамках программы SURE €100 млрд ($108 млрд) будет направлено на компенсацию затрат компаний на оплату труда с целью предупреждения массовых увольнений, €200 млрд ($216 млрд) пойдет на льготное кредитование МСБ, €240 млрд ($260 млрд) планируется направить в виде структурной помощи наиболее пострадавшим от карантинных мер странам.
Непосредственно банкам ЕЦБ выделил практически неограниченные кредитные линии TLTRO (целевые операции долгосрочного рефинансирования), которые позволяют им под 0,25% получать средства для перекредитования крупного, среднего и малого бизнеса.
Ключевую процентную ставку ЕЦБ сохранил без изменения, причем базовая ставка по кредитам осталась на нулевом уровне, ставка по маржинальным кредитам — на уровне 0,25%, ставка по депозитам — на уровне –0,5% годовых. По мнению аналитиков, отрицательная процентная ставка для банков по депозитам в ЕЦБ является скорее помехой, так как не позволяет кредитным компаниям получать какой-либо процентный доход за хранимые в ЕЦБ резервы, наоборот, требует от них доплаты за «парковку» избыточных денег.
Китай понизил требования к резервным фондам банковского сектора (уменьшив норму обязательных банковских резервов с 1,5% до 1,0%), что помогло получить почти $150 млрд дополнительной ликвидности, которая была направлена на поддержку китайского бизнеса. Народный банк Китая влил в банки страны около $200 млрд и снизил учетную процентную ставку.
Прямые вливания
Резервный банк Австралии вначале выделил на поддержку банковской системы посредством скупки ценных бумаг на $50 млрд, а с мая принял решение удвоить эту сумму. Также он напрямую вливал в банковскую систему от $3 млрд до $8,8 млрд в неделю через механизмы краткосрочных репо-операций. Аналогично поступал и канадский регулятор. Наряду с этим Главное управление финансовых учреждений (OSFI) Канады позволило системно значимым банкам при необходимости использовать накопленный капитал как «буфер внутренней стабильности» (DSB). Предполагается, что данная мера высвободит банкам более $213 млрд, которые можно будет направить на предоставление кредитов.
Шведский Riksbank предоставил банкам более $50 млрд (в пересчете с национальной валюты) в виде кредитов сроком на два года и с варьирующейся «ставкой, эквивалентной ставке репо», которая составляет 0%.
Южная Корея в лице ее Центрального банка снизила ключевую ставку до 0,75% и предоставила кредитную линию коммерческим банкам в размере $12 млрд (в пересчете с национальной валюты).
Плата за простой
Помимо обеспечения банков ликвидностью и предоставления большей свободы власти многих стран принимают меры, способствующие предупреждению массовых банкротств среди населения, стимулированию потребления, предотвращению роста безработицы. Например, в Германии, Великобритании, Канаде, Дании, Швеции, Франции и ряде других стран правительства компенсируют часть затрат (от 60% до 84%) на заработную плату компаниям, которые вынуждены были отправить своих работников в вынужденный отпуск.
«В Канаде правительство предлагает предприятиям субсидию на компенсацию заработной платы в размере 75% от оклада работника в течение трех месяцев»,— объяснил Акрам Элнэгди, менеджер по маркетингу оператора венчурного кредитования Venbridge.
В других странах власти (США, Австралия, Япония и др.) ориентируются в основном на поддержку самых незащищенных слоев населения. «В Японии правительство предоставляет семьям, доход основного кормильца в которых снизился из-за COVID-19 более чем наполовину, до ¥300 тыс. (около $2,9 тыс.)»,— рассказал Джей Аллен, издатель сайта Unseen Japan.
Во многих странах выделяются средства на поддержку малого и среднего бизнеса, преимущественно тем компаниям, которые больше других пострадали от карантинных мер (см. таблицу «Меры, принимаемые властями разных стран для помощи бизнесу»).
Временный характер мер
Банк России разработал ряд мер поддержки банковского сектора, в том числе регуляторные послабления (откладываются проверки, отменена необходимость резервировать средства по кредитам, по которым предоставлен льготный период, снижена ключевая ставка и др.).
Эксперты отмечают наиболее весомые послабления для банков.
Во-первых, возможность зафиксировать в отчетности курсы иностранных валют и ценных бумаг торгового портфеля на уровне, сложившемся на 1 марта. Эта мера актуальна для банков, активно играющих на открытых рынках.
Во-вторых, возможность отложить ухудшение оценки категории качества заемщиков, оказавшихся в сложной ситуации из-за COVID-19, и формирование соответствующих резервов на возможные потери.
«Обе меры позволяют минимизировать негативное влияние изменений на финансовые показатели банка и рассчитаны на последующее улучшение ситуации. Представители Банка России анонсировали возможность продления периода действия мер, но в любом случае они носят временный характер»,— заметила Нина Панарина, эксперт системы «Актион Финансы».
Экономический кризис, вызванный пандемией, продолжается, и пока рано судить об эффективности тех или иных действий властей и регуляторов разных стран, направленных на преодоление негативных экономических последствий карантина. Кому эти меры помогут устоять на ногах, покажет время.
Примеры мер, принимаемых властями разных стран для помощи бизнесу
|
Источники: “Ъ”.