Надо только подождать
Когда больницы начнут в полном объеме проводить плановые операции и принимать пациентов с хроническими заболеваниями
Предположительно в июле ряд больниц и медицинских центров, отменивших все плановые операции из-за карантина или по причине перепрофилирования под лечение пациентов с коронавирусом, возобновят работу хирургических отделений. Этого ждут тысячи пациентов и профильные врачи, многих из которых отправили в вынужденный неоплачиваемый отпуск на два-три месяца. 22 мая на совещании у Владимира Путина впервые заговорили о постепенном возвращении к оказанию плановой медицинской помощи населению, с апреля фактически замороженной по многим направлениям.
2 апреля правительство РФ утвердило перечень (распоряжение №844-р) медицинских организаций, перепрофилированных для оказания помощи пациентам с коронавирусом. В марте—апреле в Москве было организовано 30 тыс. коек для лечения коронавирусных пациентов в городских, федеральных и частных клиниках. Под перепрофилирование подпали около 60 медучреждений: крупные московские больницы — ГКБ №40 (Медицинский центр в Коммунарке), ГКБ №15 им. О. М. Филатова, Первая градская больница им. Н. И. Пирогова, Морозовская ДГКБ, ГКБ №67 им. Л. А. Ворохобова, ГКБ им. В. В. Виноградова и другие, московские и федеральные центры — НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского, НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии им. В. И. Кулакова, НМХЦ им. Н. И. Пирогова, НИМЦ ССХ им. А. Н. Бакулева (Институт коронарной и сосудистой хирургии), НИМЦ хирургии им. А. В. Вишневского, НМИЦ эндокринологии и другие.
С началом эпидемии запрет на все плановые госпитализации больных, за исключением случаев угрозы жизни, был введен главными санитарными врачами в большинстве, если не во всех российских регионах. «Санитарные врачи находятся в подчинении Роспотребнадзора, а не Минздрава России, и это критично для пациентов и всей системы здравоохранения. Маршрутизация больных сломана, и это может негативно сказаться на доступности и своевременности медпомощи пациентам с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, беременным женщинам,— считает Александр Саверский, президент общероссийской Лиги защитников пациентов.— Невозможно установить, сколько операций отменено по стране. Кого-то лечат и сейчас, процесс не остановился совсем. Но поскольку система здравоохранения подчинена субъектам федерации, единой сводки никто не делает. Думаю, что даже у Минздрава России нет полной информации».
Основных причин остановки планового операционного потока две: перепрофилирование медучреждения под лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией и закрытие клиники на карантин из-за эпидемии.
Есть еще причина отмены плановых операций: многие пациенты, особенно немолодые, отказываются от операций и госпитализаций, боясь заразиться коронавирусом в больнице.
«С начала апреля у нас на 50% упало количество операций по направлению "ортопедия". Пациенты выбрали самоизоляцию и сами отложили срок проведения операции,— рассказывает Леонид Карев, главный врач клинической больницы МЕДСИ в Боткинском проезде.— Уменьшился поток пациенток на гинекологические операции: женщины самостоятельно принимают решение отложить операцию. Соотношение плановых и экстренных операций изменилось: если раньше это было 70% на 30%, то сейчас 40% — это плановые операции и 60% — экстренные. А вот онкологических пациентов в клинике стало на 100% больше, так как часть их были направлены к нам из других лечебных учреждений на хирургическое лечение и лекарственную терапию».
По оценкам экспертов, с середины марта в России были отложены сотни тысяч плановых операций. Официальных данных нет, но очевидно, что это число может быть как минимум шестизначным. Независимые эксперты опасаются главного побочного эффекта эпидемии — роста смертности плановых больных из-за того, что все силы и средства здравоохранения были брошены на борьбу с инфекцией и лечение больных с COVID-19.
«Замораживание планового операционного потока опасно прогрессированием заболеваний, и самыми уязвимыми стали пациенты с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями,— констатирует Леонид Карев.— После окончания режима изоляции мы ожидаем увеличения потока пациентов. Не только тех, у кого были отложены плановые операции, исследования и манипуляции, повышенная тревожность приведет к частым обращениям к врачам и диагностике».
Но все отложенные из-за эпидемии коронавируса плановые операции состоятся — надо только подождать. Врачи повторяют вновь и вновь эти слова своим пациентам. А если кто-то не дождется? Ведь само словосочетание «плановая операция» — понятие относительное, особенно если речь идет о новообразованиях (не только злокачественных, но и доброкачественных) и сердечно-сосудистых патологиях.