Война масок
Носить или не носить — вопрос политический
До нынешних лево-черных погромов в США главным фронтом, главным символом внутриамериканской войны были маски. Те самые — которые «от вируса». Они и останутся таким фронтом, когда мусор после погромов подметут и в очередной раз все забудут. Более того, и на пике мятежей эта тема из ведущих СМИ никуда не уходила.
Вопрос насчет масок — носить их или нет — делит нацию пополам и возбуждает невиданную взаимную ярость.
На первый взгляд это те самые знакомые нам половины — республиканцы и демократы. И вот наиболее очевидный кандидат от демократов, Джо Байден, на свежих фото всегда в маске, а Дональд Трамп — никогда. Более того, Трамп еще и издевается над репортером: я вас не слышу, снимите эту масочку… а понятно, она же элемент политкорректности… Байден за это обзывает противника идиотом.
Известно, что американская нация расколота на две половины, не согласные почти ни в чем по части политики. Но сейчас выявилось, что эпидемия коронавируса не только не сгладила этот раскол, а еще больше обострила, потому что тут речь уже не о политике, а глубже — об отношении к жизни. Причем есть республиканцы, которые за маски, и демократы, которые против. Можно предположить, что эта история помогла американцам провести еще более глубокую линию раздела, лучше поняв, что такое демократ, а что — республиканец и кто к какой части нации на самом деле относится.
Война масок (это термин из американских СМИ) выглядит вот как: одни губернаторы — чаще демократы — пытались или пытаются вводить штрафы за неношение масок, другие — нет. В одних магазинах просят таковую надеть, в другие не пускают людей в этом украшении. Есть места, где за призыв надеть маску можно получить… нет, не в морду, это ведь Америка — можно получить пулю в голову: было два таких случая, широко обсуждаемых. Да, наиболее жесткие карантины и самоизоляции пытались вводить демократы, но тут дело не совсем в «красных» (трамповских) и «синих» (демократических) штатах: в корне разные люди в этой стране соседствуют чуть не на каждой улице, если не в каждой семье.
Апрельские данные показывают: треть опрошенных добровольно ходит в масках везде и всегда, треть — нигде и никогда, еще треть — иногда, если заставляют. Но около половины опрошенных уже в мае демократов говорили, что хотели бы вернуться в офис, но только если там маска будет обязательной.
Вопрос в том, как быть с другой половиной, которая в таком офисе секунды не высидит, не задыхаясь от ненависти?
Войну масок подробно комментируют политологи и философы. Вот голос справа — политический консультант Молли Маккэнн. «Смысл масок в том, чтобы сказать американцам: хотите назад, хоть к какой-то нормальности — примите ненормальность… Так обществу хотят навязать идею, что жизнь необратимо изменилась, скоро будут и другие перемены, и в итоге люди примут то, что в обычной ситуации они не приняли бы никогда в жизни».
Или публицист Дон Федер: что стало с Америкой? Из нации индивидуальностей и героев мы превратились в стадо овец, принимаем социальное дистанцирование и маски; триумвират леваков, лживых медиа и медицинских бюрократов сломал наш народ и разрушил нашу экономику.
А вот голоса с другого фланга: вы что, не поняли, что маски теперь навсегда? (Есть такая знаменитость — колумнистка Washington Post Дженнифер Рубин.) Или в газете New York Times высказывается — очень подробно — группа «специалистов по человеческому поведению и общественному здоровью» с профессорскими титулами: ребята, так нельзя. Ни в коем случае не вводите штрафы за отсутствие масок — хуже будет. Насилие рождает сопротивление. Лаской надо, лаской и измором.
Вдобавок, продолжает эта команда, не забывайте, что совсем недавно официальные и неофициальные медицинские авторитеты страны объясняли американцам, что маски против вируса бесполезны, но при этом вредны для здоровья (медики, добавим, и сейчас это говорят). Поэтому…
Поэтому давайте так: люди склонны следовать за толпой. Следовательно, объясняйте им, что большинство уже ходит в масках. Давите их статистикой на эту тему (а статистика, добавим, подтянется, какая надо). Мобилизуйте звезд — пусть снимаются в масках. Аплодируйте таким людям, устраивайте акции. В общем, перед нами руководство на тему «как из меньшинства сделать большинство и создать новую социальную норму». Это они умеют — работают мастера.
Но тут возникает вопрос, с какой стати невинный на вид прямоугольник ткани стал столь мощным символом чего-то важного в жизни и, наоборот, столь ярким объектом ненависти? Ну, китайцы же давно таким образом защищаются от загрязненного городского воздуха, у них это нормально. Да и не только китайцы, некоторые другие азиаты тоже.
Так то азиаты. То, что норма для одних цивилизаций, ужас — для других. Вспомним о чадре (она же полный хиджаб). Для арабов она нормальна, это символ защиты от нечистого мира, но европейцам она напоминает о «черных всадниках», символах террора и смерти. И множество европейских городов пытается этот аксессуар запретить, чтобы не пугать людей.
Есть еще много случаев, когда мода помогает одной группе населения отличаться от ненавидимой другой группы. Широкие или узкие штаны, волосы до плеч или бритая голова… Еще тут можно вспомнить возникший в начале века среди черного населения США особый и безобразный стиль ношения штанов — их начали спускать не просто низко, а так, чтобы была видна задняя часть. Или по другую сторону океана, в императорском Китае на рубеже XIX–XX веков, предметом ненависти стали мужские головы с подбритым лбом и косичкой до пояса — их называли признаком покорности «иноземной маньчжурской династии». Соответственно другие части населения смотрят на эти косички, штаны и прочее с ненавистью, хорошо понимая, что перед ними — вызов, вот лично им.
Вспомним, что люди, которых мы не совсем удачно называем демократами, воспринимают не только свою страну (США), а весь мир, точнее, его реальности и стиль жизни, как объект для бескомпромиссного утверждения изобретенных ими «новых норм». Основное оружие при этом — страх. И они придумывают страшилки — какие угодно, хоть про сексистов, хоть про неминуемую гибель планеты от климата. Люди с правого фланга ядовито замечают: эти демократы привыкли к своему страху и уже считают его нормальным, не стыдятся. А мы, правые, помним о том, что «безопасной» жизни просто не бывает.
Поскольку люди не могут долго бояться одной и той же угрозы, приходится изобретать все новые — а тут вирус! Сам пришел! И какой же вам лучший символ страха, страха перед другими людьми (вот вам разобщение и путь к трансформации обществ), чем маска?..