«Солидарность будет главным словом»
Эдилия Гаенз
В Париже объявили шорт-лист Fedora Prize — европейской ежегодной премии, которая поддерживает оперные и балетные копродукции на стадии проекта. По сути, это список премьер крупнейших театров Европы на будущий сезон. Тенденции следующие: больше нарративных балетов, меньше абстрактных, экология как сквозной мотив (пандемия, очевидно, сменит повестку дня), инновации и новые технологии как главный инструмент музыкального театра. Лауреатов выбирает жюри, призы дают меценаты. Итальянская страховая компания Generali исторически покровительствует опере (€150 тыс.), балету — ювелирный дом Van Cleef & Arpels (€100 тыс.). С прошлого года к двум номинациям добавилась еще премия за образовательный проект Fedora Education (€50 тыс.), а в этом году впервые вручат Fedora Digital за инновации в театре. Вручение Fedora Prize должно было состояться в июне, но вирус спутал карты. О новых сроках объявят дополнительно. О том, зачем бизнесу балет и опера, о меценатстве в Европе и о солидарности в условиях кризиса с директором Fedora Эдилией Гаенз поговорила Мария Сидельникова.
Культура пострадала от пандемии одной из первых. Можно ли сегодня оценить масштаб и последствия этого кризиса?
Ситуация очень тяжелая и тревожная, и потери, как экономические, так и творческие, сейчас невозможно оценить. Никто не знает, сколько эта ситуация может продлиться. Сегодня театры, фестивали, компании по всему миру все свои силы и ресурсы направляют на то, чтобы сохранить связь и отношения с публикой, подержать надежду и вдохновить в это непростое для всех нас время. Это колоссальная работа, и мы им за это благодарны.
Поддержка меценатов будет дорога как никогда раньше. Но ведь и у бизнеса дела, мягко говоря, не очень.
Сегодня важно, чтобы мы все вышли живыми и здоровыми из этого кризиса. На кону человеческие жизни. Все остальное можно наверстать. Выделят бюджетные средства правительства — Франция, Германия сразу же заявили о поддержке культуры, и я уверена, что другие европейские страны не останутся в стороне. Помогут фонды, компании — мы очень надеемся на их поддержку, потому что слишком высоки риски, многие институции иначе просто не выживут. А это культурное наследие, и наша обязанность — сохранить его. Солидарность будет главным словом. Когда буря пройдет и каждый будет занят своими проблемами, спасением своего театра, труппы, нам бы хотелось, чтобы Fedora, как европейская организация, сыграла роль посредника, стала проводником, мостком между театрами и меценатами. Только вместе сектор сможет продолжить жить и работать.
При всей сложности ситуации видите ли вы положительные моменты?
Мы растем с каждым вызовом. Сейчас важный момент для размышлений об обществе, об ответственности, о лучшем будущем для культуры, для глобальных вопросов — куда и как нам двигаться дальше, как на личном уровне, так и на международном. Этими вопросами задаются сегодня и артисты — мировые потрясения нередко становятся мощнейшим толчком для творчества. И очень скоро мы увидим их ответы, размышления, интерпретации событий, которые сегодня переживает каждый из нас.
Европейская ассоциация Fedora была создана больше 30 лет назад по инициативе Рольфа Либермана, директора Парижской оперы и меценатов из AROP («Друзья Оперы»). Но прекратила свое существование вместе с уходом Либермана. Зачем ее понадобилось возрождать?
Копродукции, междисциплинарность, диалог культур, молодости и опыта — это все были идеи Рольфа Либермана. И в начале 2013 года многие директора европейских театров вновь заговорили о необходимости копродукций, новых идей и помощи молодым авторам. Так благодаря нашему президенту Жером-Франсуа Зьесениссу Fedora возродилась. Разумеется, до Fedora существовало много частных фондов и инициатив, которые помогали отдельным артистам. Мы же заняли нишу поддержки оперных и балетных постановок на более масштабном, европейском уровне. Даже не постановок, а проектов, потому что мы выбираем не готовые спектакли, а только готовящиеся. Главное условие, чтобы это была копродукция.
Почему копродукции оказались так востребованы?
Копродукции интересны по многим причинам. С творческой точки зрения они позволяют артистам разных национальностей, с разным бэкграундом и опытом работать вместе, каждый находит для себя что-то новое. Кроме того, это совместные разделенные риски. Молодым артистам будет сложнее продать билеты на свою премьеру, а в связке с мэтром проще. С экономической точки зрения копродукции выгоднее, опять же бюджет постановки можно поделить. Это важный фактор в условиях, когда госбюджеты на культуру везде сокращаются. И прокатная судьба у копродукции дольше и интереснее, чем у репертуарного спектакля.
Обычно артисты до последнего держат в тайне замысел спектакля, у вас же на платформе представлены все идеи, отрывки, все закулисье. Как так?
Да, действительно, как правило, большие театры не любят анонсировать свои премьеры раньше времени. Но здесь другая логика. Наша задача — сделать творческий процесс доступнее и прозрачнее. Кто создает оперу и балет? Какие этапы создания спектакля? Кроме того, в 2017 году Fedora выиграла грант ЕС в программе «Креативная Европа». И интернет-платформа Fedora — это своего рода витрина европейского музыкального и балетного театра.
Эта же платформа служит краудфандингом для проектов-номинантов. Насколько щедры европейские интернет-пользователи?
Первый этап — это голосование за понравившийся проект. И помимо выбора жюри есть выбор публики и спецприз. Голосование популярно у молодежи, 50% участников моложе 49 лет. Следующий этап — как трансформировать этот интерес в пожертвование. Они начинаются с €5, и это самый распространенный взнос. Вы скажете, что это капля в море. Но здесь важна не сумма, а участие, выстраиваются отношения с аудиторией, появляется новая публика. Эти процессы важны и для больших меценатов. И, кстати, в конце июня Fedora запускает новую онлайн-платформу Transnational Giving Platform — это будет первая международная европейская платформа пожертвований, очень простая в использовании, и каждый донатор сможет получить возврат налога в своей стране. А к 2021 году будет добавлено много европейских стран, и конечная цель — открыть эту платформу для других стран, которые хотят собирать пожертвования в Европе.
К вопросу о больших меценатах. Интерес Generali и Van Cleef & Arpels к опере и балету понятен — это их давняя маркетинговая стратегия. А какая выгода, например, консалтинговому агентству?
Консалтинговая компания Kearney неслучайно стала партнером нашей новой премии Fedora Digital (€50 тыс.), которая поощряет инновации в опере и балете. Такие инновации могут быть частью оформления спектакля или, например, новым сервисом театра для работы с аудиторией. Так вот Kearney консультирует и сопровождает компании в их цифровой трансформации. Для традиционного бизнеса, как и для театра, это непростое упражнение — нужно заново придумать философию, суть бренда, которые отвечают сегодняшнему дню, созвучны вызовам современного общества. И можно отрицать преимущества цифрового мира, новых технологий, новых возможностей коммуникации со своей аудиторией, публикой, а можно с ними работать и видеть в них новые возможности. Кроме того, опера и танец — столпы европейского культурного наследия, мы видим, как из века в век искусство эволюционирует, преодолевает кризисы и выходит из них обновленным. И для европейского бизнеса культура — важный источник вдохновения, пример для подражания, если хотите. И не стоит забывать о законах о меценатстве, которые существуют в Европе. Во Франции, например, одни из самых привлекательных и поощряющих меценатов условия: 60% от пожертвования вычитается из налогов компании.
Fedora объединяет более 90 театров в 25 странах Европы. А работаете ли вы с Россией?
Худрук балета Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Лоран Илер уже несколько лет является членом жюри нашего балетного конкурса. И мне бы очень хотелось, чтобы наши отношения с российскими театрами, которые славятся не только традициями, но и инновациями, развивались, и мы будем над этим работать.