Давление падает не у всех

Ярославская область поднялась с 40 на 23 место в рейтинге регионов по уровню административного давления на бизнес

По данным исследования «Административное давление-2020», которое является частью ежегодного доклада федерального бизнес-омбудсмена президенту РФ, в рейтинге регионов по уровню административного давления на бизнес Ярославская область поднялась на 17 пунктов. Региональный бизнес-омбудсмен Альфир Бакиров подтверждает положительную динамику во взаимоотношениях власти и бизнеса. Тем не менее по некоторым показателям Ярославская область остается в аутсайдерах. Так, федеральный бизнес-омбудсмен отметил большое количество проверок и штрафов в отношении управляющих организаций региона. Эксперты считают, что нередко проверки и штрафы вызваны не установкой руководства региона, а корыстными интересами конкретных чиновников и проверяющих.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

В представленном федеральным уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым втором выпуске «Индекса административного давления», входящем в ежегодный доклад бизнес-омбудсмена президенту РФ, Ярославская область в рейтинге регионов по административному давлению на бизнес, за год поднялась на 17 пунктов, с 40 на 23 место.

В исследовании все 85 субъектов Федерации поделили на четыре категории по уровню административного давления на бизнес (от группы «А», в которую вошли регионы с наименьшим административным давлением, до группы «D», в которой регионы, где отмечается наибольшее давление на бизнес). Ярославская область с индексом 3,5 оказалась в группе «В». Первые три позиции в рейтинге заняли Ульяновская область, Удмуртская республика и республика Карелия. Наибольшее административное давление на бизнес отмечено в Кабардино-Балкарской республике, республике Дагестан и Иркутской области. Эти три региона заняли последние строчки рейтинга.

Ключевыми показателями при определении индекса административного давления являются доля предупреждений, вынесенных бизнес-организациям от общего числа наказаний, и доля организаций, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных, а также доля штрафов, наложенных без проведения плановых и внеплановых проверок.

«Индекс — это не просто аналитический инструмент, но и инструмент для субъектов Российской Федерации, чтобы корректировать правоприменение и деятельность контрольных и надзорных органов на территории региона. Совместная отработка показателей прошлогоднего индекса властями субъектов, органами прокуратуры и уполномоченными по защите прав предпринимателей показала большие возможности влиять на ситуацию. Позиции многих регионов за год улучшились»,— отмечается в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова.


В правительстве Ярославской области рассказали “Ъ-Ярославль”, что положительная динамика региона обусловлена тем, что власти планировали и проводили мероприятия по снижению административной нагрузки на бизнес на основе тщательного анализа ситуации. «Анализ позволил выявить “горячие точки” – основные проблемы, на решении которых сосредоточились правительство области и контрольно-надзорные органы. Поскольку жалобы в основном касались неоправданно частых проверок и требований большого количества документов – основными направлениями реформирования контрольно- надзорной деятельности стал переход на риск-ориентированный подход, когда интенсивность и частота проверок зависят от того, насколько высок риск причинения вреда от деятельности предприятия»,— сообщил директор регионального департамента охраны окружающей среды и природопользования Дмитрий Пеньков.

Господин Пеньков отметил, что предприятия с низкой степенью риска полностью освобождены от проверок, а предприниматели от необходимости предоставлять во время проверки документы и информацию, если они находятся в ведении других государственных органов. Контрольно- надзорный орган должен сам запрашивать такие документы в соответствующих структурах в порядке межведомственного взаимодействия.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области Альфир Бакиров отметил, что по его данным в регионе наблюдается положительная динамика во взаимоотношениях власти и бизнеса.

«В прошлом году количество жалоб в наш аппарат по вопросам контрольно-надзорной деятельности составило только 4% от общего числа обращений. За пять месяцев текущего года поступила только одна жалоба по этой теме, она сейчас в работе. Кроме того, с 18 марта по 31 декабря этого года действует мораторий на проведение проверок в отношении субъектов МСП за рядом исключений»,— говорит господин Бакиров.

Если в целом по данным рейтинга федерального бизнес-омбудсмена Ярославская область показывает положительную динамику, то по некоторым его позициям регион среди аутсайдеров.

Так, в федеральном профиле рейтинга «Жилищные инспекции» по итогам 2019 года область оказалась на четвертом месте (после Курганской, Магаданской и Липецкой областей) в числе пяти регионов, в которых было проведено больше всего проверок управляющих организаций и больше всего выписано им штрафов. В Ярославской области за год управляющие компании были оштрафованы на 104 млн руб. А в среднем каждая компания была проверена более 44 раз.

В исследовании отмечается, что более 90% контрольно-надзорных мероприятий в стране проводятся федеральными органами власти – Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Ростехнадзором, Росприроднадзором, Рострудом, МЧС и жилищными инспекциями.

Юрист ЗАО «Верхневолжская управляющая компания» Ирина Ларионова рассказала “Ъ-Ярославль”, что надзорные органы зачастую выписывают штрафы вместо предупреждений даже при малозначительных нарушениях, или в тех случаях, когда к моменту проверки нарушение уже устранено. По ее словам нередко надзорные органы за одно и то же нарушение налагают два штрафа – на организацию и на должностное лицо.

«Специфика административных штрафов в сфере ЖКХ такова, что их минимальные размеры соразмерны стоимости ремонтных работ по устранению нарушений. И денежные средства, которые могли пойти на ремонт, уходят на оплату штрафа. Естественно, это является фактором, негативно сказывающимся на деятельности управляющих компаний. На мой взгляд, цель проверки – устранение нарушения, и она может быть достигнута путем вынесения предписания, в случае невыполнения которого уже можно штрафовать»,— говорит госпожа Ларионова.

В докладе федерального бизнес-омбудсмена говориться, что в регионах, где отмечены частые проверки, сопровождающиеся вынесением штрафов, деятельность контролирующих органов носит фактически фискальный характер. «Такая практика не стимулирует управляющие организации исправлять нарушения. При этом, от штрафов, наложенных на организацию, страдают жители, так как эти средства были изначально предназначены на иные работы. Практика показывает, что несколько крупных штрафов приводят к банкротству и ликвидации управляющей компании, либо к необходимости покрывать задолженность муниципальной субсидией. В некоторых субъектах федерации число обанкроченных управляющих организаций исчисляется десятками»,— отмечает господин Титов.

Политолог Константин Калачев считает положительной тенденцию по снижению давления на бизнес, которое все равно остается избыточным. Однако, он считает, что проверки и штрафы управляющих компаний нередко вызваны объективными причинами.

«Люди обычно не против, если управляющие компании получают штрафы, ведь с бухты-барахты они не возникают. Качество услуг обычно хромает, а стоимость завышена. Если штрафы незаконны, пусть оспаривают, это их право»,— говорит эксперт.

Господин Калачев также отметил, что порою давление на бизнес бывает связано не с общей установкой правительства, а с конкретным чиновником, который решает свои корыстные интересы, и штрафы возникают для того, чтобы добиться принятия решений в своих или чьих-то интересах. «Это, конечно, неправильно. И вот с этим нужно бороться»,— уточнил политолог.

Дарья Сабаева