Торговцы заигрались с подделками
Продажи контрафактных игрушек достигли трехлетнего максимума
Почти четверть российского рынка игрушек заполнена нелегальной продукцией, пришла к выводу исследовательская компания BrandMonitor. Оборот этого сектора достигает 30 млрд руб. в год, из них почти 26 млрд руб. приходится на продажи в офлайн-магазинах и вещевых ярмарках. По данным экспертов, это максимальный показатель за последние три года.
Около четверти российского рынка детских игрушек составляют подделки. Об этом говорится в предоставленном “Ъ” исследовании, проведенном BrandMonitor. Там уточнили, что оборот в сегменте поддельных детских игрушек составил 30 млрд руб. при аналогичном показателе для легального рынка 100 млрд руб. Основная часть контрафактных игрушек (86%) реализуется через офлайн-каналы, включая традиционные магазины и рынки, выяснили в BrandMonitor. По оценкам аналитиков, через эти точки за год было реализовано поддельных товаров для детей совокупно на 26 млрд руб.
На онлайн-каналы пришлось 14% всего оборота поддельных игрушек, или 4 млрд руб. в год. Из этой суммы 3 млрд руб. приходится на продажи через российские интернет-магазины, а 1 млрд руб.— это продажи через соцсети, доски объявлений в интернете и зарубежные онлайн-площадки.
По наблюдениям BrandMonitor, больше всего подделок — около 30% — приходится на игрушечное оружие, столько же — на куклы, 35% — на игрушечных роботов, 39% — на игровые и коллекционные фигурки.
Опрошенные “Ъ” ряд российских производителей игрушек подтверждают выводы BrandMonitor. Они уточнили, что такого заметного роста сегмента неоригинальной продукции не было последние три года. Собеседники “Ъ” связывают это со снижением доходов населения, которое экономит средства на покупке игрушек.
Подделки почти в два раза дешевле оригиналов, подтверждают в BrandMonitor. Там подсчитали, что средняя стоимость оригинальной куклы составляет 1,2 тыс. руб., а поддельной — 500 руб. Оригинальный набор игрушечной железной дороги обходится потребителям в среднем в 2 тыс. руб., а контрафактная продукция — в 800 руб.
В России проблема с контрафактными игрушками стоит достаточно остро, настаивают в BrandMonitor.
В компании говорят, что более половины жителей российских городов регулярно покупают детские игрушки — при этом они готовы тратить на это 650 руб. Около 20% опрошенных компанией россиян могут позволить себе купить игрушку для ребенка в ценовом диапазоне от 1 тыс. до 2 тыс. руб. И только 9% респондентов готовы потратить до 3 тыс. руб.
Сейчас мировой рынок игрушек находится в стадии роста, даже несмотря на кризис, вызванный пандемией COVID-19, говорится в исследовании BrandMonitor. В компании в качестве примера приводят США, где на фоне пандемии вырос объем продаж детских игрушек. По такому же сценарию ситуация развивается и в России.
Основными каналами дистрибуции поддельной игрушечной продукции остаются небольшие киоски и рынки, соглашается гендиректор лицензионного агентства «Мармелад Медиа» (входит в ГК «Рики») Майя Москвичева. Между тем директор департамента анимации телеканала СТС Ксения Гордиенко настаивает, что точно измерить теневой рынок игрушек невозможно.
По приблизительным подсчетам, продолжает она, объем всего контрафактного рынка детских товаров занимает не менее 40% от легального, и 90% составляют именно игрушки.
Телеканал СТС, владеющий правами на мультсериал «Три кота», чаще всего встречает нелегальные мягкие игрушки и пластиковые фигурки. Борьбой с торговлей такой продукцией телеканалу помогают специализированные партнеры, например, «Медиа-НН», ПГИС или Group-IB: «Суммарно у нас уже более 3 тыс. выигранных судов в России по делам контрафактной продукции "Три кота"»,— поясняет госпожа Гордиенко. По данным руководителя управления коммерческой деятельностью киностудии «Союзмультфильм» (владеет лицензиями на ряд игрушек) Владимира Чибисова, до 70% контрафактной продукции продается в регионах страны.