Туррынку не хватило кодов

Александра Мерцалова о формальном подходе к оказанию господдержки

Утвержденный правительством список наиболее пострадавших от нового кризиса отраслей на базе основных ОКВЭД компаний не только поставил в тупик многих участников туррынка, но привел к искажению статистики.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Как следует из исследования «СКБ Контур», с конца марта по конец мая в России стало меньше лагерей, баз отдыха, мест краткосрочного проживания, пансионатов. Зато парадоксальным образом выросло количество предприятий и ИП, занимающихся гостиничным бизнесом: за это время их стало на сотню больше, и теперь таких организаций в стране 18,4 тыс. Аналитики «СКБ Контур» приводят простое объяснение: в утвержденный правительством перечень наиболее пострадавших отраслей был включен ОКВЭД 55, предусматривающий деятельность в том числе гостиниц. На этом фоне компании, для которых этот ОКВЭД долгое время оставался второстепенным, могли попытаться сделать его основным.

Вот пример из жизни. Дмитрий Саржанов, зарегистрировав в 2013 году ООО «Ника-М», не планировал работать в качестве туроператора, поэтому основной ОКВЭД у него был другой. Но затем он стал зарабатывать на организации детского отдыха и продавать туры. ОКВЭД 79.11, предполагающий деятельность турагентства, бизнесмен оформил в качестве дополнительного. Никаких сложностей в работе это не добавляло. Но когда начался кризис, бизнесмен уже не мог рассчитывать на господдержку. Тогда он через личный кабинет на сайте ФНС сменил основной ОКВЭД для ООО «Ника-М» на нужный ему. Формально компания теперь входит в перечень пострадавших, но получить господдержку бизнесмену это пока все равно не помогло. На субсидии могут рассчитывать только компании, оформившие соответствующий ОКВЭД до 1 марта. Юристы подтверждают: поменять сведения задним числом у компании не выйдет.

Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников называет проблему распространенной: многие профильные компании начинали бизнес много лет назад, когда в законодательстве не было никаких требований о соответствии деятельности с основным ОКВЭД. В правительстве о ситуации знают, если учитывать, что Минэкономики предлагает дать возможность субъектам малого и среднего бизнеса уточнить основной ОКВЭД до 1 июля. Но, реализуя эту инициативу, властям, похоже, придется все-таки разработать механизм, позволяющий достоверно понять, какой именно бизнес фактически ведет компания, лишив ее соблазна сделать основным ОКВЭД, полученный «на всякий случай». А аналитикам уже сейчас надо придумывать альтернативную систему оценки реальных потерь для туристической отрасли. Иначе этот кризис сделает Россию той страной, где в период жестких ограничений число отелей и туроператоров хотя и формально, но растет.

Вся лента