«Люди будут стараться избегать похода в ТЦ без надобности»
Как изменится отношение к шопингу в крупных торговых центрах
С 1 июня в рамках второго этапа снятия ограничений в столице вновь заработали некоторые торговые центры и непродовольственные магазины, однако то ли погода подвела, то ли за время карантина у москвичей поменялись привычки, внушительных очередей соскучившихся по шопингу пока обнаружено не было. Многие эксперты уже давно предсказывают крах торговых центров как популярной формы досуга и шопинга. Пандемия, кажется, только ускорила этот процесс в пользу новых форматов онлайн-покупок, осознанного времяпрепровождения и отказа от посещения мест с большим скоплением людей. Вместе с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, директором проектов КБ «Стрелка» Екатериной Малеевой и участником программы «Архитекторы.рф» и членом архитектурной палаты AKNW в Германии Евгением Сениным «Коммерсантъ Стиль» разбирался, что будет с торговыми центрами в новом мире и какие шопинг-привычки окажутся актуальными.
Маленькие магазины и ТЦ
История торговых центров не такая длинная, как может показаться сначала. Впервые торговый центр, каким мы знаем его сейчас, появился в Детройте в 1954 году. Тогда это была линия магазинов, собранных вместе под открытым небом. Вариант «коробки» Southdale Mall появился в 1956 году в Миннесоте. Торговые центры были на пике популярности в 1970-х годах в развитых странах, однако в европейских городах благодаря исторической застройке и развитой инфраструктуре каждого района таким крупным пространствам нет и не было места в центре города, и они чаще всего появляются на окраинах или за пределами окружной дороги.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
— Торговые центры появляются там, где плохо развита городская среда и есть много спальных районов. Например, в Лондоне, Париже или Риме торговых центров в сердце города нет, а в Дубае, например, где тоже много всего интересного происходит, тем не менее городская среда развита плохо, и поэтому торговые центры там пока существуют, но скоро сменятся маленькими магазинами. С Москвой сейчас происходит то же самое: развивается городская среда, и, соответственно, появляются другие, более симпатичные форматы времяпрепровождения.
Екатерина Малеева, директор проектов КБ «Стрелка»
— У нас в основном советская микрорайонная застройка во всех городах России. И на первых этажах в ней не так много помещений, которые были бы пригодны для предприятий торговли или услуг. Первые этажи находятся далеко от пешеходных путей, или от потенциальных покупателей их отделяет полоса озеленения. Однако развитие локальных магазинов в спальных районах можно простимулировать, если подогнать пространства под нужды ритейла: приблизить входы к пешеходному потоку с помощью пристроек, достроить одноэтажными корпусами промежутки между домами, чтобы ритейл выстраивался в одну линию, и тогда будет больше помещений, ниже стоимость аренды и больше арендаторов сможет там разместиться.
Пандемия как катализатор перемен
Как пандемия повлияет на уже идущий ко дну «институт» торговых центров? Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов считает, что теперь люди будут отдавать предпочтение маленьким уличным магазинам, а не крупным крытым площадкам, где скапливается большое количество людей.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
— Торговые центры пережили свой расцвет в 1970–1980 годах в мире, а в 1990-х и нулевых — в России.
Сегодня они как вымирающие динозавры, которым остается все меньше места в современном мире — на их смену приходят интернет-шопинг и маленькие локальные магазины.
Все, что связано с социальной разобщенностью, этот процесс вымирания усугубляет. Поэтому пандемия ускорит их исчезновение. Очевидно, что шлейф за ней будет тянуться еще долго, люди будут бояться ходить в многолюдные места, и это может продолжаться месяцы и даже годы. Ведь торговый центр — это не покупки первой необходимости, а скорее такой формат «фана» и вид досуга.
Вместе со стратегиями брендов, шопинг-центров и урбанистов, возможно, после пандемии изменятся и запросы людей, которые были вынуждены не выбираться из своего района в течение двух месяцев: кому-то захочется жить в более развитом районе, а кто-то, может быть, решится открыть малый бизнес в собственном доме.
Екатерина Малеева, директор проектов КБ «Стрелка»
— Совсем избавиться от торговых центров сложно — в них кроется очень много экономических выгод для арендаторов. Однако есть интересный тренд, который мы недавно выявили вместе с антропологами в КБ. Сейчас, во время пандемии и самоизоляции, людям пришлось ходить за продуктами в ближайший к дому магазин. И многие оказались сильно разочарованы качеством этих магазинов, их ассортиментом и ценой на продукты. Поэтому после пандемии, возможно, вырастет спрос на районы, где такая локальная инфраструктура стрит-ритейла хорошо развита. Это ведь почти забытое удовольствие — прогуляться по улице и заодно зайти за покупками. И оно исчезло из нашей жизни из-за того, что в основном мы ездили на машине в торговые центры.
Альтернативой ТЦ могут стать шопинг-улицы, особенно если выбрать локации, где исторически высок трафик.
Екатерина Малеева, директор проектов КБ «Стрелка»
— Торговые центры несут в себе очень важный синергетический эффект. Арендаторы в них часто садятся рядом, потому что так удобнее «ловить» потоки клиентов. Поэтому шопинг-улица, например,— это же фактически вывернутый наизнанку торговый центр без крыши — может заменить ТЦ. Сегодня в международной практике есть форматы управляемых торговых улиц, где хозяин подбирает арендаторов, компонует их определенным образом, как в классических ТЦ. С улицей в России можно сделать то же самое, если какая-нибудь компания возьмет в управление ее целиком, займется в том числе и благоустройством, и подбором арендаторов. Такая система вполне могла бы заменить привычные торговые центры и приблизить торговлю к жилью и горожанам.
Как быть владельцам торговых центров
Австралийское архитектурное бюро Buchan Group опубликовало исследование в журнале Architecture Now, в котором основатели бюро выявили некоторые тренды, связанные с будущим торговых центров. Из-за пандемии многие бренды уже решили уйти из торговых центров в пользу отдельных локальных площадок. В таком случае огромные пространства остаются без дела, а площадки — без арендаторов. Специалисты Buchan Group предлагают такой вариант использования пространства опустевших ТЦ: «Существует много вариантов адаптивного повторного использования этих пространств, если предпринять корректирующие действия».
«Площадки могут быть преобразованы в залы продовольственного рынка, в коммерческие и общие рабочие пространства, оздоровительные и спортивные площадки, игровые центры и учебные заведения, pop-up зоны, культурные, развлекательные и киберспортивные пространства, автосалоны или даже медицинские учреждения».
Евгений Сенин, архитектор, участник программы «Архитекторы.рф» и член архитектурной палаты AKNW в Германии,
тоже считает, что торговым центрам придется серьезно пересмотреть свое привычное устройство:
— Стоит осознать тот факт, что в первое время после снятия карантина торговые центры не будут иметь такой же посещаемости, как прежде. Во-первых, некоторые арендаторы ушли в онлайн и хорошо себя там чувствуют. Во-вторых, продажа товаров и услуг частично уйдет в небольшие помещения первых этажей зданий по соседству. К тому же на волне социальной дистанции и новой привычки ходить в магазин или булочную неподалеку люди будут стараться избегать похода в ТЦ без надобности.
Благодаря этому действительно появится больше магазинчиков и улицы станут более оживленными, пропуская через себя потоки людей. Это может послужить тенденцией развития пешеходного каркаса города.
Но возникает масса вопросов градостроительного порядка: где взять столько помещений и какие улицы пригодны для создания пешеходных аллей с функцией торговли?
Для этого нужен комплексный подход и анализ города. Однако развитие таких торговых улочек вовсе не означает, что торговые центры совсем уйдут с рынка. Они просто изменятся, так как приоритеты покупателей поменялись. Например, владельцы крупных торговых сетей в Европе уже это осознали и начали заниматься переустройством и ревитализацией своих зданий и наполнять их новыми функциями притяжения, а торговые площади оставлять только в уровне первых двух этажей.
Одним из таких проектов, например, является KaDeWe в Вене, созданный архитектурной компанией ОМА, который показывает, что будущее торговых центров заключается не в простой сдаче арендных площадей под торговлю, а, наоборот, в том, чтобы в контексте городской улицы оставаться на плаву, нужно делать упор на мультифункциональность и развлечения, сделав продажи дополнительной опцией. К тому же такой подход хорошо сказывается на внешнем облике города.