«Миллиардный долг предприятий ЖКХ появился гораздо раньше пандемии»
Гендиректор ООО «Уралэнергосбыт» Александр Батраков о платежной дисциплине потребителей
В период пандемии энергетическая отрасль столкнулась с новыми вызовами и задачами, сегмент сбыта не стал исключением. Основная проблема — снижение платежной дисциплины, отмечает генеральный директор «Уральской энергосбытовой компании» (ООО «Уралэнергосбыт») Александр Батраков. При этом, по его словам, многомиллионные долги предприятий появились гораздо раньше и никак не связаны с коронавирусом. О том, кто в регионе больше всех должен за электричество, что с этим делать, а также о новых трендах в энергетике господин Батраков рассказал в интервью “Ъ-Южный Урал”.
— Как отразились на сбыте электроэнергии ограничения, принятые в период пандемии? Снизились ли платежи физических лиц и корпоративных клиентов?
— С платежами юридических лиц серьезных проблем, связанных с коронавирусом, мы не наблюдаем, пока падение в пределах 5% от плановых, при снижении потребления на 3–4 %. Но учитывая, что пандемия не может не отразиться на многих отраслях экономики, включая промышленность, думаем, что будет отложенный эффект, и мы увидим сокращение в этом сегменте. По физическим лицам падение сборов платежей более существенное, по итогам апреля где-то на уровне 15%. Прежде всего, это связано с теми мерами, которые принимаются на уровне правительства, ограничившего нас в плане принятия мер по отношению к должникам. С 1 апреля отменены пени, ограничения подачи электроэнергии для физических лиц. Конечно, многие действительно столкнулись с трудностями, потеряли доход и не могут исполнять обязательства, однако, на мой взгляд, была бы более эффективной адресная поддержка таких граждан, а широкая мера привела к тому, что мы не можем принимать меры по отношению к тем, кто и раньше не соблюдал платежную дисциплину. Единственная доступная нам сейчас мера — это взыскание в судебном порядке, чем мы и занимаемся.
— Идете ли вы навстречу тем предприятиям, которые сейчас не справляются с финансовой нагрузкой? Может быть, даете им отсрочку?
— Мы стараемся учитывать интересы наших клиентов и при возможности идти им навстречу. Но такая возможность у нас сильно ограничена, потому что электроэнергию мы закупаем на оптовом рынке и, как и раньше, должны платить за нее три раза в месяц. Регулярную плату за услуги по передаче тоже никто не отменял. Нам никаких отсрочек не предоставляют. В Челябинской области уже была ситуация, когда неплатежи привели к банкротству и смене гарантирующего поставщика, я думаю, вряд ли кто-то хочет, чтобы это повторилось. При этом мы понимаем, что ряд сфер бизнеса оказался в очень тяжелой ситуации, поэтому в индивидуальном порядке обсуждаем пути выхода. В первую очередь советуем ограничить потребление ресурса. Электроэнергию, в отличие от тепла, можно ограничивать хоть до нуля, и в этом случае не будет возникать обязательств. В этом случае авансовые платежи, которые начисляются по предыдущим периодам, мы скорректируем, исходя из реального потребления. В апреле был ряд таких обращений — клиенты передали фактические показания, мы увидели, что они до минимума сократили объемы, и вошли в их положение.
Батраков Александр Владимирович
Родился в 1983 году. Окончил Национальный исследовательский университет «МЭИ» в 2006 году по специальности «инженер-энергетик», Европейскую школу менеджмента университета Антверпена (EMBA Antwerp Business School) в 2016-м. Является генеральным директором ООО «Уралэнергосбыт» с 1 июля 2019 года, до этого занимал руководящие позиции в других крупных энергетических компаниях России, в том числе «Газпромэнергохолдинг», ОГК-2, «Фортум».
— Какие предприятия оказались в числе самых крупных должников?
— Если составлять рейтинг крупнейших неплательщиков, то на первом месте у нас компании сферы ЖКХ, если считать в сумме. Это десятки предприятий, которые оказывают коммунальные услуги населению. С июля прошлого года, когда «Уралэнергосбыт» вышел на рынок, они накопили в общей сложности уже более 1 млрд руб. долгов, то есть эта проблема никак не связана с пандемией, она появилась гораздо раньше. Некоторые оплатили всего 1–2% того объема, который потребили. Эти недоплаты нам приходится закрывать кредитными ресурсами. По этой ситуации мы обратились за помощью к региональным властям, уже даны определенные поручения, мы рассчитываем на то, что проблему удастся решить. На втором месте в списке крупнейших должников завод «ЧТЗ-Уралтрак», который недоплатил нам более 200 млн руб. Мы ведем диалог с ними и группой «Уралвагонзавод», в которую входит предприятие, чтобы найти пути решения этой проблемы. Пока, к сожалению, не договорились, но, надеюсь, нам это удастся. Там ситуация непростая, завод испытывает сложности уже в течение пяти лет, между тем мы понимаем важность этого предприятия, поскольку оно выпускает продукцию двойного назначения. Далее следует Бакальское рудоуправление, которое тоже идет на диалог, но и по нему мы пока далеки от реальных договоренностей. Предприятие является градообразующим и входит в перечень «неотключаемых», у нас нет возможности ограничить ему потребление ресурсов, при этом обязательства исполняет очень плохо.
— Кроме судебных исков и ограничений, могут быть еще какие-то пути решения? Возможно, помощь властей?
— Как я уже сказал, по предприятиям ЖКХ мы обратились к губернатору и рассчитываем на поддержку. Там, где у нас есть возможности, мы решаем вопросы самостоятельно, но в части взаимодействия с коммунальными компаниями есть ограничения, пусть иногда и негласные. Даже если у нас по закону есть возможность отключить, скажем, котельную за долги, мы этого не делаем, потому что пострадает население города или района, многие из этих людей исправно оплачивают счета. Имущество, которым пользуются компании ЖКХ, как правило, муниципальное, находится в аренде или концессии, а значит, на них можно повлиять. Вообще в этом вопросе многое зависит от местных властей, в разных муниципалитетах ситуация отличается.
— Можете назвать лидеров и отстающих среди муниципалитетов области по платежной дисциплине предприятий ЖКХ?
— Есть территории, отличающиеся хорошей платежной дисциплиной, например, Верхнеуральский городской округ, Октябрьский, Кизильский, Нагайбакский, Нязепетровский районы области, города Снежинск, Аша, Касли, Троицк. Наиболее проблемными являются Златоуст, где два сложных потребителя — ООО «Теплоэнергетик» (задолженность 164 млн руб.) и МУП «“Коммунальные сети” ЗГО» (13 млн), Миасс, в котором крупнейшие должники — МУП «Городское хозяйство» (46 млн) и ОАО «Миассводоканал» (22 млн), Катав-Ивановский район с проблемными МУП «ТеплоЭнерго» (57 млн) и ООО «Энергосервис» (37 млн). Большие долги имеют саткинские предприятия ЖКХ, в том числе МУП «Водоканал-Сервис», который задолжал более 18 млн, и АО «Энергосистемы» с долгом свыше 20 млн. В Челябинске тоже много должников, в общей сложности предприятия города задолжали за электроэнергию свыше 170 млн руб.
— Губернатор Челябинской области Алексей Текслер после обращения ресурсоснабжающих компаний принял решение авансировать 30% платы за ресурсы, потребляемые бюджетными и муниципальными организациями. Как вы оцениваете эффективность этой меры поддержки?
— Это позволит более уверенно себя чувствовать в финансовом плане и закрывать те разрывы, которые возникают из-за неплатежей других групп потребителей. Мера, по сути, носит федеральный характер, правительство РФ поручило регионам обеспечить на 100% соблюдение платежной дисциплины в бюджетных организациях и при возможности платить авансом.
— Скоро исполняется год со времени получения «Уралэнергосбытом» статуса гарантирующего поставщика. Что оказалось самым сложным за это время?
— Год назад компания приступила к исполнению обязанностей гарантирующего поставщика практически без каких-либо проблем и неудобств для клиентов. Постарались по максимуму «бесшовно» решить все вопросы по передаче обязательств от МРСК Урала, которая до этого временно имела статус ГП. 1 июля мы начинали с нуля, сейчас, конечно, еще есть над чем работать, но все основные функции стабильно выполняются. Важным тестом, проверкой на прочность стала эта весна, двухмесячный период ограничений из-за коронавируса, когда нам удалось создать инфраструктуру для работы в условиях, в которых до этого другим гарантирующим поставщикам работать еще не приходилось, стабильно отработать, обеспечить сборы, платежи на оптовый рынок и сетевым компаниям. Несмотря на то, что мы относимся к организациям, которые работают в непрерывном режиме, мы практически полностью перешли на дистанционный режим работы, закрыли все центры обслуживания, чтобы обеспечить безопасность как сотрудников, так и клиентов. Приходить к нам и раньше было не обязательно, а сейчас и вовсе не нужно подвергать свое здоровье опасности. В офлайне обслуживаем только небольшой процент клиентов, которым нужно передать оригиналы документов.
ООО «Уралэнергосбыт»
Совместное предприятие ПАО «Фортум» и АО «Энергосбытовая компания “Восток”». Создано в 2019 году, в апреле прошлого года выиграло конкурс Министерства энергетики РФ на получение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области, за исключением магнитогорского энергоузла. Этот статус присвоен компании с июля 2019 года в соответствии с приказом Минэнерго №557. В структуру компании входят шесть отделений и 53 офиса обслуживания в населенных пунктах региона, численность сотрудников — более 1300 человек. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка за 2019 год составила 21,6 млрд руб., чистая прибыль — 213,3 млн руб.
— «Уралэнергосбыт» заключил агентский договор с «УСТЭК-Челябинск», в соответствии с которым к вам переходят задачи по сбыту тепловой энергии. Что это значит для потребителей, что для них изменится?
— Для физических лиц с июня мы начали выставлять счета за свет и тепло в единой квитанции. Это первый значимый шаг к унификации клиентского обслуживания по этим двум ресурсам. Могу с уверенностью сказать, что проблем с этим возникнуть не должно, потому что в плане технологии производства расчетов ничего не меняется. Мы, по сути, только объединяем уже рассчитанные величины, размещаем все данные в одной квитанции. При этом платежные реквизиты, QR-коды, которые позволяют оперативно производить оплату в системе «Город», остаются отдельными. Рядовому потребителю, если он пользовался удаленными каналами, личными кабинетами, ничего не нужно менять. Те, кто оплачивает через систему «Город», будут просто приходить с одной квитанцией, но по факту это будет два платежа.
— В чем польза этого нововведения для «Уралэнергосбыта» и «УСТЭК-Челябинск»?
— «УСТЭК-Челябинск» — родственная нам структура, мы входим в одну группу компаний. Решение принято для того, чтобы оптимизировать процессы, затраты. УСТЭК продолжит заниматься своим основным делом — теплоснабжением потребителей, эксплуатацией сетей, выполнением функции единой теплоснабжающей организации, а мы как компания, специализирующаяся на сбыте, именно на нем и сосредоточимся. У нас больше компетенций в части начислений, взаимодействия с клиентами, сбора оплаты, более оптимально выстроены эти процессы. Здесь эффект масштаба: мы будем выполнять больший объем работы, и накладные затраты на единицу будут меньше.
— Пришлось ли корректировать планы по развитию компании с учетом пандемии?
— Есть планы по развитию клиентских сервисов, переход на юридически значимый электронный документооборот, развитие личного кабинета, запуск дистанционной оплаты. Есть еще ряд инициатив, которые пока преждевременно озвучивать. Работа с «УСТЭК-Челябинск» — как раз один из основных проектов на этот год: планируем завершить эту работу и в полном объеме выполнять функцию сбыта для наших коллег из единой теплоснабжающей организации. Продолжаем развивать на оптовом рынке для юридических лиц ценозависимое снижение потребления, это мировой тренд и новый сегмент рынка в России, мы одними из первых в РФ стали предлагать услугу нашим потребителям, и ряд компаний откликнулись. Смысл услуги в том, что компания, которая имеет возможность управлять потреблением в рамках суток, разгружаясь в определенные отрезки времени, получала за это компенсацию. А системному оператору это дает больше свободы с точки зрения управления балансом спроса и потребления. Это «пилот» не только для наших клиентов, но и для нас, мы отлаживаем взаимодействие, создаем специализированное программное обеспечение. Сейчас мы работаем над стратегией, я думаю, к середине года ее должны утвердить, и будем двигаться дальше.