Продукты потеряли трафик
Нагрузка на сервисы заказа еды упала
Трафик онлайн-сервисов доставки продуктов стремительно возвращается к докарантинным значениям, показывает анализ Ngenix по итогам мая. На этом фоне начал оживать интерес к покупке в интернете непродовольственных товаров. Сами участники рынка пока не признают негативных тенденций и утверждают, что рост продолжается во всех сегментах. Падение же трафика, по мнению экспертов, может быть связано с тем, что процесс покупки продуктов упростился: уже не нужно искать свободное время для доставки и выбирать сервис.
Онлайн-торговля продуктами пережила пиковый интерес в период начала самоизоляции и растеряла практически весь рост трафика по итогам мая, подсчитали аналитики провайдера облачных сервисов Ngenix (принадлежит «Ростелекому»). В онлайн-продажах непродовольственных товаров наблюдается обратная тенденция: после сильного падения в первые месяцы весны они начали восстанавливать популярность. Ngenix не раскрывает объем трафика к каким именно ресурсам учитывался, «в продовольственной рознице — это крупные e-grocery и доставка еды, в непродовольственной рознице — электроника, маркетплейсы, детские товары и прочее».
Скачок популярности продовольственной розницы в онлайне аналитики Ngenix увидели в период с 15 марта по 27 апреля, когда в сравнении с началом февраля в среднем ресурсы из этой категории получали на 80% больше запросов. Пики активности зафиксированы 17 и 30 марта.
Однако после 27 апреля трафик начал снижаться и в мае вернулся к показателям февраля, а на конец месяца уже был на 22% ниже, чем в начале февраля.
В непродовольственной рознице в течение последней недели марта и первой недели апреля трафик снизился более чем на 25% в сравнении с началом февраля. К показателям февраля ресурсы сегмента вернулись только во второй половине апреля, а в целом за второй месяц самоизоляции сегмент показал рост относительно февральских показателей, в последнюю неделю мая он составил 18%, оценили в Ngenix.
Впрочем, участники и аналитики рынка утверждают, что в мае и продовольственные товары продавались онлайн так же активно. В Wildberries наблюдают стабильный рост по обоим сегментам: в мае продажи продовольственных товаров в штуках на сайте выросли на 105% по сравнению с февралем, а непродовольственных — на 80%. Гендиректор «Сбермаркета» Асан Курмангужин также сообщил, что оборот сервиса продолжает расти: в марте рост к предыдущему месяцу составил 62%, в апреле — 107%, в мае — 34%.
Сейчас трафик продолжает расти, но не в авральном режиме, а путем естественного прироста за счет масштабирования и развития сервиса, говорит управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис.
«Заказы вновь доставляются в день заказа, средний вес корзины вернулся к норме. Люди поняли, что дефицита продуктов не будет, и вновь стали заказывать привычный объем товаров с запасом на одну-две недели»,— добавил он. Представители Delivery Club и «Яндекс.Такси» (объединяет сервисы доставки еды и продуктов) заметили, что негативных тенденций не видят, и фиксируют продолжающийся рост.
Рост продолжается, согласен партнер аналитического агентства Data Insight Борис Овчинников. По его оценке, май стал рекордным месяцем для «Сбермаркета», iGooods, которые превзошли свои показатели января—февраля примерно в 5 и 2,5 раза соответственно, доставки «Вкусвилла» и «Перекрестка», плюс продолжается рост продаж продуктов питания через универсальных ритейлеров вроде Wildberries и Ozon.
Падение трафика в мае, скорее, может быть связано с уходом аудитории в мобильные приложения, а также с упрощением процесса покупки: аудитории уже не надо пытаться выловить свободные слоты доставки или метаться между незнакомыми марками товаров среди оставшегося ассортимента, полагает Борис Овчинников. По непродуктовому ритейлу в онлайне спад действительно был в марте и начале апреля, но затем «позитивный эффект дало авральное увеличение мощностей по доставке многими ритейлерами», говорит аналитик. По его словам, самый быстрый после FMCG (товары повседневного спроса) рост в онлайне сейчас демонстрируют товары для дома.