В финансовую пирамиду следствие встраивает арест бизнесмена
Полиция намерена заочно избрать меру пресечения Герману Лиллевяли
Стали известны подробности уголовного дела создателя бренды «Довгань» и «Смак», главы холдинга GL Financial Германа Лиллевяли. Предприниматель обвиняется в создании финансовой пирамиды, с помощью которой на протяжении пяти лет смог привлечь около $200 млн, при этом в уголовном деле пока фигурирует ущерб в размере 1,5 млрд руб. Холдинг бизнесмена позиционировался как финансовый бутик, благодаря чему среди его инвесторов были многие известные люди. Вчера в Хорошевском суде полиция намеревалась добиться заочного ареста предпринимателя, который последнее время находится за границей, однако заседание было перенесено для того, чтобы следователь смог собрать дополнительные материалы в обоснование своего прошения. 3 июня следствие объявило Германа Лиллевяли в международный розыск.
Уголовное дело в отношении пяти менеджеров ООО «Анкор Инвест», совладельцем которого был Герман Лиллевяли, УМВД по Северо-Западному округу Москвы расследует уже полтора года. Однако ранее следствие не считало нужным ставить вопрос о заочном аресте бизнесмена, который два последних года находится за границей. Между тем полицейские именно господина Лиллевяли считают организатором финансовой пирамиды, составной частью которой был «Анкор». Впрочем, первая попытка арестовать предпринимателя оказалась безрезультатной: Хорошевский суд перенес заседание на 5 июня — к этому времени следователь должен предоставить дополнительные материалы в обоснование своих аргументов. В среду, 3 июня, в пресс-службе Хорошевсого суда сообщили, что следствие объявило Германа Лиллевяли в международный розыск.
Как ранее сообщал “Ъ”, уголовное дело, фигурантом которого является господин Лиллевяли, расследуется по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Согласно данным расследования, глава холдинга GL Financial Group (аббревиатура — инициалы владельца) привлек $150–200 млн средств физических лиц, которые затем не вернул. Деньги клиентов привлекались под инвестиции в акции американских компаний на протяжении пяти лет — с 2013 года и до тех пор, пока ЦБ не лишил компании холдинга лицензии. Клиентов при этом заверяли, что прибыль будет достигать 12% в валюте, так как в компании выработали сверхнадежный алгоритм управления финансами, основанный на стратегиях, «нейтральных к рынку», парных технологиях и т. д. Менеджеры настаивали, что эти ноу-хау позволяли достигать прибыли даже в случае падения биржевых котировок.
При этом компания, открыв филиалы в Цюрихе, Женеве, Лондоне, на Кипре, не тратила деньги на массовую рекламу, тот же «Анкор» позиционировался как финансовый бутик только для состоятельных клиентов.
Эта стратегия отлично работала — среди инвесторов компаний господина Лиллевяли фигурировали режиссер Никита Михалков, вратарь ФК «Локомотив» и сборной России по футболу Маринато Гильерме, политолог Дмитрий Орлов, некоторые из руководящих сотрудников «Русала» и ряд известных бизнесменов.
Большая часть их денег, как, впрочем, и ряда других клиентов, по данным следствия, размещались на Interactive Brokers — крупнейшей брокерской площадке США.
Однако в конце 2017 года холдинг начал задерживать выплаты процентов. Его руководство вначале ссылалось на недопонимание с банками, которые обслуживали переводы от американского брокера на счета российской компании. А в апреле 2018 года господин Лиллевяли просто перестал выходить на связь с инвесторами. В октябре 2018 года по заявлениям клиентов полиция начала уголовное преследование главы GL. В материалах дела пока фигурирует ущерб в 1,5 млрд руб., а его фигурантами стали пять менеджеров, непосредственно привлекавших деньги, сам глава холдинга и руководитель одной из служб компании.
Адвокаты инвесторов защитились от полиции и вируса
В середине мая “Ъ” стало известно о скандале, связанном с уголовным делом о махинациях в инвестиционной компании «Анкор Инвест», основателем которой является Герман Лиллевяли. Защитники его предполагаемых сообщников отказались участвовать в следственных действиях, проводимых московской полицией, пока та не представит им гарантии точного исполнения всех предписаний, связанных с пандемией коронавируса.