На большом экране

Alcantara в музее MAXXI

В римском национальном Музее искусства ХХI века (MAXXI) немецкий дизайнер Константин Грчич представил выставку L'immaginazione al potere («Сила воображения»). В экспозиции принял участие итальянский бренд Alcantara.

На выставке L'immaginazione al potere («Сила воображения») дизайнера Константина Грчича

Фото: Sebastiano Luciano for Alcantara

Компания Alcantara сотрудничает с музеем MAXXI с 2011 года. Их совместные проекты призваны демонстрировать многогранные возможности инновационного материала, выпускаемого брендом, в современном искусстве. Три года назад долговременные партнерские отношения привели к формированию программы StudioVisit. Ее участники, известные художники и дизайнеры, реализуют свои идеи, используя для творческой интерпретации коллекции и архивы музея. Именно в рамках этой программы прошла экспозиция Константина Грчича.

В своей инсталляции дизайнер сопоставил универсальные свойства Alcantara с творчеством четырех архитекторов-визионеров — Серджо Мусмечи, Джузеппе Перуджини, Маурицио Сакрипанти и Бернара Хоури. Первые три имени представляют полное оптимизма послевоенное градостроительство Италии, последний — наш современник, который живет и работает в Ливане, немало пострадавшем от войны. Кстати, сама фраза L'immaginazione al potere, использованная здесь как название выставки, позаимствована из студенческих лозунгов конца 1960-х — первоначально ее ввел в обиход философ и культуролог Герберт Маркузе.

Изобретение и внедрение уникального материала алькантары, заменяющего кожу, приходится как раз на то самое время, когда творили Мусмечи, Перуджини и Сакрипанти. Общим знаменателем в работах всех четырех архитекторов Грчич считает веру в технический прогресс и создание с его помощью позитивной картины будущего. Инсталляция в центральной части экспозиции намеренно разрушала традиционные представления о музейном пространстве. Это был полноразмерный билборд с изображением монументальной архитектурной утопии. Ее автор, йеменский художник Наджиб Альнаджар, создал композицию, в которой органично объединил работы четырех вышеназванных архитекторов в воображаемый пейзаж. По замыслу дизайнера, зрители могли рассматривать билборд, опираясь спиной на конструкцию, которую спроектировал Грчич, обтянутую Alcantara.

На выставке L'immaginazione al potere («Сила воображения») дизайнера Константина Грчича

Фото: предоставлено Alcantara

55-летний Константин Грчич в 1980-е учился в Королевском колледже искусств в Лондоне, затем работал в бюро знаменитого дизайнера Джаспера Моррисона, а уже в 1991 году основал в Мюнхене собственную студию. Он проектирует мебель, посуду, одежду, сантехнику. Устраивает инсталляции, занимается сценографией выставок. На ретроспективной персональной выставке в Чикагском институте искусства в 2009 году было представлено более ста его работ. Созданные им предметы находятся в коллекциях нью-йоркского МоМА и парижского Центра Помпиду. Грчич работал для таких брендов, как Vitra, Flos, Magis, Moroso, Established & Sons, Plank, Cassina, Hermes, Hugo Boss, Prada, Brioni, Smart и многих других.

Alcantara стала одной из первых итальянских компаний, возобновивших работу после локдауна. Более 500 сотрудников вернулись на свои рабочие места 14 апреля, получив необходимые специальные средства защиты. Решение о перезапуске производства было принято в связи со значительным сокращением складских запасов и высоким спросом на материал: клиенты компании по всему миру ожидали поставок инновационной ткани, необходимой для отделки салонов автомобилей, дизайнерской мебели, изготовления чехлов для электронных устройств, одежды и других товаров. «Мы не знаем, как долго будет длиться чрезвычайное положение,— говорит президент компании Андреа Бораньо,— но план, предусматривающий полную остановку предприятий, без сомнений, не является жизнеспособным».

Alcantara S.p.A.,www.alcantara.com

Антонина Плахина

Вся лента