На большом экране
Alcantara в музее MAXXI
В римском национальном Музее искусства ХХI века (MAXXI) немецкий дизайнер Константин Грчич представил выставку L'immaginazione al potere («Сила воображения»). В экспозиции принял участие итальянский бренд Alcantara.
Компания Alcantara сотрудничает с музеем MAXXI с 2011 года. Их совместные проекты призваны демонстрировать многогранные возможности инновационного материала, выпускаемого брендом, в современном искусстве. Три года назад долговременные партнерские отношения привели к формированию программы StudioVisit. Ее участники, известные художники и дизайнеры, реализуют свои идеи, используя для творческой интерпретации коллекции и архивы музея. Именно в рамках этой программы прошла экспозиция Константина Грчича.
В своей инсталляции дизайнер сопоставил универсальные свойства Alcantara с творчеством четырех архитекторов-визионеров — Серджо Мусмечи, Джузеппе Перуджини, Маурицио Сакрипанти и Бернара Хоури. Первые три имени представляют полное оптимизма послевоенное градостроительство Италии, последний — наш современник, который живет и работает в Ливане, немало пострадавшем от войны. Кстати, сама фраза L'immaginazione al potere, использованная здесь как название выставки, позаимствована из студенческих лозунгов конца 1960-х — первоначально ее ввел в обиход философ и культуролог Герберт Маркузе.
Изобретение и внедрение уникального материала алькантары, заменяющего кожу, приходится как раз на то самое время, когда творили Мусмечи, Перуджини и Сакрипанти. Общим знаменателем в работах всех четырех архитекторов Грчич считает веру в технический прогресс и создание с его помощью позитивной картины будущего. Инсталляция в центральной части экспозиции намеренно разрушала традиционные представления о музейном пространстве. Это был полноразмерный билборд с изображением монументальной архитектурной утопии. Ее автор, йеменский художник Наджиб Альнаджар, создал композицию, в которой органично объединил работы четырех вышеназванных архитекторов в воображаемый пейзаж. По замыслу дизайнера, зрители могли рассматривать билборд, опираясь спиной на конструкцию, которую спроектировал Грчич, обтянутую Alcantara.
55-летний Константин Грчич в 1980-е учился в Королевском колледже искусств в Лондоне, затем работал в бюро знаменитого дизайнера Джаспера Моррисона, а уже в 1991 году основал в Мюнхене собственную студию. Он проектирует мебель, посуду, одежду, сантехнику. Устраивает инсталляции, занимается сценографией выставок. На ретроспективной персональной выставке в Чикагском институте искусства в 2009 году было представлено более ста его работ. Созданные им предметы находятся в коллекциях нью-йоркского МоМА и парижского Центра Помпиду. Грчич работал для таких брендов, как Vitra, Flos, Magis, Moroso, Established & Sons, Plank, Cassina, Hermes, Hugo Boss, Prada, Brioni, Smart и многих других.
Alcantara стала одной из первых итальянских компаний, возобновивших работу после локдауна. Более 500 сотрудников вернулись на свои рабочие места 14 апреля, получив необходимые специальные средства защиты. Решение о перезапуске производства было принято в связи со значительным сокращением складских запасов и высоким спросом на материал: клиенты компании по всему миру ожидали поставок инновационной ткани, необходимой для отделки салонов автомобилей, дизайнерской мебели, изготовления чехлов для электронных устройств, одежды и других товаров. «Мы не знаем, как долго будет длиться чрезвычайное положение,— говорит президент компании Андреа Бораньо,— но план, предусматривающий полную остановку предприятий, без сомнений, не является жизнеспособным».
Alcantara S.p.A.,www.alcantara.com