Из плюс 15 в минус 20: что будет с лизингом в кризис
Последствия пандемии коронавируса наблюдаются везде. Для рынка лизинга двузначный рост рискует обернуться таким же двузначным падением. Проблемы клиентов уже ложатся на плечи лизинговых компаний. Однако лояльное отношение к лизингополучателям, гибкие условия финансирования сделки и возможность сэкономить на налогах могут сыграть на руку и удержать отдельные сегменты лизинговой отрасли от серьезного падения.
Рынок лизинга в России показывает двузначные темпы роста. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в 2019 году рынок вырос на 15%, а отдельные сегменты — и вовсе на 30%.
По итогам 2020 года таких цифр уже не увидеть. В «Эксперт РА», оценивая макроэкономическую ситуацию, последствия пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, видят два сценария развития лизинговой отрасли в 2020 году. Умеренно негативный предполагает сокращение объема нового бизнеса на 10%, а при кризисном сценарии падение может составить все 20% и более.
Верхушка айсберга
Непосредственные участники рынка от 2020 года тоже не ждут ничего хорошего. Большинство экспертов “Ъ-Прикамье” озвучивают мнение, что «кризис уже серьезно сказался на рынке лизинга».
Директор компании «ТСС-Лизинг» Татьяна Донченко обращает внимание, что лизинг в первую очередь — инструмент финансирования инвестиционной программы, направленной на развитие компании или восстановление производственных мощностей для сохранения текущих показателей производства. «Когда экономика не растет, инвестиции в развитие производственных мощностей сворачиваются. Фактически рынок лизинга в этот момент ограничивается только спросом со стороны воспроизводства основных средств. Сейчас мы точно не ожидаем роста экономики, а значит и инвестиций в развитие»,— поясняет она.
«Сейчас мы видим только верхушку айсберга. Конечно, лизинговые компании уже несут потери: проблемы клиентов становятся их проблемами. Но боюсь, что основные потери еще впереди»,— говорит первый заместитель председателя правления Росдорбанка Эдуард Христианов.
Впрочем, среди представителей лизинговой отрасли есть и оптимистичные прогнозы. «Конечно, в 2020 году рынок лизинга замедлил темпы, однако пока не упал. Именно сюда перетек спрос компаний, которые нуждаются в обновлении автопарка, но не обладают достаточным объемом собственных средств или получают отказы в банковском финансировании. Есть вероятность, что по итогам года лизинг будет единственным сегментом авторынка, который не покажет падения»,— предполагает генеральный директор лизинговой компании Carcade Олег Заглядин.
Лизинг и кредит — это разные продукты
Стоит отметить, что и без кризиса перед отраслью стоят задачи, требующие решения. Лизинг до сих пор не самый популярный финансовый продукт, многие ставят его в один ряд с кредитом, и сравнение складывается не в его пользу. Сами же представители отрасли предпочитают говорить о том, что лизинг и кредит — это два принципиально разных инструмента.
Руководитель дивизиона «Урал» компании «Балтийский лизинг» Алексей Мятлик поясняет: «Сравнивать механизмы кредитования и лизинга не совсем верно и корректно. Хотя, увы, это распространенная ошибка. Лизинг и кредит — это разные продукты, и у каждого своя целевая аудитория. Объемы кредитования больше, поскольку к этому инструменту финансирования в основном обращаются частные лица, с которыми лизинговые компании работают не так активно ввиду налоговой политики в России. Но если смотреть на бизнес, то объемы рынков лизинга и кредитования будут сопоставимы, а в отдельных сегментах наша отрасль будет даже выигрывать. Например, в авиационной отрасли большая доля всех воздушных судов, которые используют перевозчики, взяты в лизинг».
На это же обращает внимание и Татьяна Донченко: «Лизинг может быть направлен только на приобретение основных средств, а банковский кредит — и на пополнение оборотных средств, например. Если же посмотреть на сегмент финансирования основных фондов, так называемое финансирование CAPEX, то здесь можно определенно говорить о том, что лизинг успешно конкурирует с банковским кредитом».
Олег Заглядин из Carcade, в свою очередь, считает, что лизинговые компании, безусловно, стремятся максимально популяризировать свои услуги. «В основном они ориентируются на крупных корпоративных клиентов, которые могут использовать все преимущества лизинга и при этом имеют высокий уровень финансовой устойчивости. На втором месте — малый бизнес, который также активно осваивает лизинг, но уже по другой причине — в силу более лояльного, по сравнению с банками, отношения лизинговых компаний к рискам. Среди индивидуальных предпринимателей лизинг востребован уже меньше, а для физических лиц это совсем „чуждый“ продукт».
О необходимости популяризации лизинга и об уже предпринятых мерах в виде создания тематического портала leasing.ru говорят и в «Европлане».
Финансовый вместо операционного
Кому не нужно рассказывать о том, что лизинг — это длительная аренда с последующим правом выкупа, и о преимуществах этого инструмента, так это бизнесу, в котором задействован легковой и грузовой транспорт. Ведь именно автолизинг — один из самых популярных сегментов и все еще остается основным драйвером роста всего рынка. Кроме того, специалисты говорят, что хорошо развивается сегмент морского и речного транспорта, оборудования для газо-и нефтедобычи, строительная и дорожно-строительная техника, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование, сельхозтехника.
Единственное направление, где лизинг пока используется недостаточно активно, это финансирование сделок с недвижимостью, говорят эксперты. Связано это с нюансами правового, налогового и бухгалтерского характера.
Добавим, лизинг бывает двух типов — финансовый и операционный. Финансовый заканчивается тем, что клиент выкупает арендованное имущество, а при операционном оно остается у лизинговой компании. В России доля операционного лизинга минимальна: по данным «Эксперт РА», этот показатель держится на уровне 7%. Участники рынка подтверждают этот порядок цифр. Например, в Уральском банке реконструкции и развития более 90% договоров закрываются через выкуп клиентом предмета лизинга. В компании «ТСС-Лизинг» выкупом завершается 98% сделок.
Лояльность, гибкость, скидки
В сложных экономических условиях, с которыми мы сейчас имеем дело, лизинг, по мнению экспертов “Ъ-Прикамье”, сохранит все те преимущества, какими обладал и до кризиса.
Начнем с того, что для клиентов, работающих с НДС, лизинг выгоден за счет оптимизации налогообложения.
«Лизинговые платежи можно отнести к расходам, что позволяет уменьшить налоговую базу. За счет ускоренной амортизации имущества клиент получает экономию по налогу на имущество. Важно, что в базу для расчета НДС входит стоимость имущества и услуги лизингодателя, а в случае с кредитом НДС включается только в стоимость приобретенного имущества. Это значит, что заемщик имеет право на меньшую компенсацию, чем лизингополучатель»,— уточняет Михаил Прилепов, директор дивизиона «Средний Урал» Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР).
Дополняет коллегу Алексей Мятлик из «Балтийского лизинга»: «Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН), лизинг тоже привлекательнее кредита, потому что сделка оформляется быстрее и проще. Лизинг также позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль».
Впрочем, в налоговых преимуществах есть свои нюансы, на которые обращает внимание представитель РосдорбанкаЭдуард Христианов: «Лизингополучатели могут экономить на налоге на имущество и налоге на прибыль. Но здесь-то и кроется причина низкой популярности лизинга в России. Налог на прибыль многие компании „оптимизируют“ разными серыми схемами и без лизинга, а налог на движимое имущество (а это основной предмет классического лизинга) в России отменен уже несколько лет назад. Вот и получается, что государство одной рукой поддерживает лизинг, а другой эту поддержку забирает. В итоге лизингом пользуются компании, которым банки отказывают в кредите, либо социально ответственные компании, уплачивающие все необходимые налоги».
Впрочем, есть и другая категория клиентов — это те, с кем отказались работать банки. «Организация, начинающая свою деятельность, будет иметь некоторые сложности с получением кредитной ссуды. Но есть высокая вероятность, что под хороший бизнес-план и наличие 20–30% авансового платежаона может взять оборудование в лизинг»,— говорит управляющий директор по развитию продаж в сети РГС Банка Виталий Иванов.
«У лизинговых компаний более лояльное, по сравнению с банками, отношение к заемщикам. Часто лизинг —единственное средство получить транспорт для компании, обладающей недостаточной историей и непостоянным денежным потоком. Кстати, лизингодатели практически всегда идут на согласование графика платежа с потребностями и возможностями клиента, в отличие от банков, которые предпочитают простые схемы, например выплату равными долями»,— отмечает Олег Заглядин.
Клиентский сервис как важное преимущество упоминает и Татьяна Донченко из «ТСС-Лизинг»: «Лизинговые компании — более гибкие структуры, чем довольно формализованные банки. В лизинге клиент получает индивидуальный подход, удобные графики платежей и многочисленные дополнительные услуги».
Среди этих дополнительных опций следует отметить возможность получить тот же транспорт по более низкой цене. «Лизинговые компании получают значительные скидки от автопроизводителей за счет больших объемов закупаемой техники, и эти скидки распространяются на конечных клиентов — лизингополучателей»,— поясняют в «Европлане». Подтверждают это в «Балтийском лизинге»: «Лизинговая компания — это агрегатор выгодных предложений от поставщиков и дилеров. Обращаясь к нам, клиенту не нужно тратить время на мониторинг всего рынка. Информацию обо всех скидках и актуальных партнерских программах можно узнать непосредственно у нас».