«Мы хотим с 2021 года активно отталкиваться от так называемого дна»
Глава Удмуртии предложил создать инвестфонд для финансирования нацеленных на развитие предприятий
Власти Удмуртии хотят выйти в правительство РФ с просьбой разрешить региону создать дополнительный инвестиционный фонд для поддержки развития бизнеса. Как сообщил на встрече с предпринимателями республики глава Удмуртии Александр Бречалов, формировать этот фонд предлагается за счет привлечения кредитных средств. Он отметил, что правительству удалось в последние годы сократить госдолг и снизить ставки по взятым коммерческим займам. Правда, на 1 мая госдолг кратковременно вырос на 2,9 млрд руб. Тем не менее эксперты отмечают, что для бюджета республики появление дополнительного инвестфонда проблемой стать не должно, при этом обратить внимание правительству стоит на привлечение средств на фондовом рынке.
О готовящейся инициативе по созданию дополнительного инвестиционного фонда Удмуртии на встрече с бизнесом в режиме онлайн рассказал глава республики Александр Бречалов. По его словам, за последние три года правительству региона удалось уменьшить размер госдолга с 49 млрд до 46 млрд руб., а также снизить среднюю процентную ставку по коммерческим кредитам с 12,8 до 6–6,5%. Он отметил, что это позволило немного улучшить инвестиционный рейтинг региона и зарекомендовать перед правительством РФ и минфином РФ Удмуртию как регион, с которым «можно о чем-то договариваться».
«Мы хотим рискнуть и убедить правительство РФ разрешить нам сформировать некий дополнительный инвестфонд за счет привлечения под такую ставку (6–6,5%) кредитных ресурсов. Получится или нет — посмотрим»,— сказал глава региона.
Он пояснил, что создание инвестфонда позволит направить «дополнительные ресурсы на республиканские меры поддержки, которые в первую очередь коснутся предприятий, которые готовы в это непростое время развиваться». В качестве примера он привел предприятия АПК, которым требуется техника, не входящая в федеральный перечень для получения субсидии. «Здесь республика (может поработать.— “Ъ”) в каких-то форматах — либо это субсидирование процентов, либо это выкуп предприятия, которое на боку»,— пояснил господин Бречалов.
Других подробностей он раскрывать не стал, добавив лишь, что по этой теме пройдет «финальное совещание» в субботу.
«Мы хотим с 2021 года активно отталкиваться от так называемого дна, но надо опираться не только на тех, у кого все более-менее благополучно, но и помогать им в развитии. У нас три десятка предприятий, которые растут в геометрической прогрессии в этой ситуации. И это не только товары и услуги, связанные с пандемией»,— отметил глава региона.
Инвестиционный фонд в Удмуртии создан в 2013 году. Финансирование по нему закладывается в бюджете республики.
Госдолг Удмуртии на 1 мая составил 49,94 млрд руб., что на 2,9 млрд больше, чем месяцем ранее. В минфине республики пояснили, что в апреле был привлечен краткосрочный бюджетный кредит от Управления Федерального казначейства на 5,7 млрд руб. по ставке 0,1% годовых. Вернуть его необходимо в августе. Из этих средств 2,9 млрд руб. направили на финансирование социально значимых расходов и мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Остальные 2,8 млрд руб. пошли на досрочное погашение «дорогих» коммерческих кредитов по ставке 7,17–7,13% годовых. На прошлой неделе Удмуртия получила из федерального бюджета 3,09 млрд руб. на компенсацию снижения доходов. Бюджетные кредиты на начало мая составляли в объеме госдолга республики 50% (25,19 млрд руб.), коммерческие кредиты — 35% (17,45 млрд руб.), обязательства по облигациям — 15% (7,3 млрд руб.).
По словам первого вице-президента «Опоры России» Павла Сигала, создание подобных фондов предлагалось и раньше, но был ряд проблем, в том числе и высокие ставки. «Сейчас — оптимальный момент для формирования такой "подушки безопасности" в регионах, так как банковские ставки на многолетних минимумах, а постепенное восстановление экономики позволит своевременно погасить взятые финансовые обязательства. Длинные и дешевые финансовые ресурсы могут быть использованы не только для оказания целевой поддержки региональным предприятиям, но и в целях финансирования кластерных проектов»,— говорит эксперт.
В то же время господин Сигал отмечает, что при создании регионального инвестиционного фонда стоит учесть формы взаимодействия с федеральными органами, должны быть тщательно прописаны все инструменты и зоны ответственности, добавил он.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Емельянов отмечает, что пока не совсем понятно, из каких источников будут привлекаться средства. Если Удмуртия планирует наращивать бюджетные кредиты у федерального Минфина, то опасения вполне обоснованы, так как центральный аппарат сейчас трудится над своей программой поддержки экономики и распределяет средства по своему усмотрению, отмечает эксперт. «С другой стороны, поскольку речь идет о займах под процент, причем фактически под коммерческий процент, и если сумма будет не грандиозной, скажем в пределах 2–3 млрд руб., то федеральный Минфин может на это пойти. Хотя бы из тех соображений, что дешевле будет погасить спад в промышленности Удмуртии превентивно, чем потом столкнуться с необходимостью выделять большие средства на борьбу с безработицей»,— полагает господин Емельянов.
Он отметил, что Удмуртия уже имеет собственный инвестиционный фонд, который собран для поддержки перспективных предприятий, и проблем с его управлением не было. Однако более логичной для Удмуртии, по его мнению, выглядит привлечение средств на фондовом рынке через облигации.
«Регион имеет высокие кредитные рейтинги и многолетнюю успешную историю займов. Ставка по ближайшим бондам Удмуртии — всего 4,8% годовых, что существенно дешевле 6–6,5%, под которые дают коммерческие банки»,— говорит аналитик «Фридом Финанс».
Эксперт считает, что новые займы, скорее всего, проблемой для бюджета не станут. «Да, Удмуртия сейчас входит в топ регионов по размеру госдолга (более 80% бюджета). Но при этом на уплату процентов уходит порядка 3–3,5 млрд руб., или около 4% доходной части. Есть регионы, у которых эти цифры в два-три раза больше»,— отмечает он.
По его словам, регионов, которые бы в условиях нынешней эпидемии создали фонд на заемные средства и конвертировали их в прямые субсидии для реального сектора экономики, нет. «В России пока это уникальный пример. Хотя региональных инвестфондов, конечно, много. Но все они создавались в "мирное время" и для совсем других целей. Тут, пожалуй, стоит учесть, что быстро провести качественный аудит и отобрать предприятия, которые "на боку", но все еще перспективны будет невероятно сложно. В условиях кризиса зачастую нереально отличить тех, кто все равно потом закроется, от тех, кто способен выкарабкаться сам»,— заключил господин Емельянов.