Иностранное ОСАГО уходит в сеть
Российские страховщики готовятся к переходу на электронную «Зеленую карту»
Во второй половине этого года «зеленую карту» можно будет оформить удаленно — международная система страхования гражданской ответственности автомобилистов начинает переход на электронный формат. Евросоюз намерен полностью перейти на него уже в июле, в России новые возможности для автомобилистов, вероятно, откроются к концу года: цифровизация выездного ОСАГО потребует принятия ряда нормативных актов и завершения технологических работ в IT-системе Российского союза автостраховщиков.
Как сообщило российское бюро системы «Зеленая карта», с 1 июля 2020 года вступает в силу решение Совета страховых бюро международной системы страхования гражданской ответственности автовладельцев о появлении возможности оформления «зеленых карт» удаленным способом. Таким образом, страны—участницы этого соглашения начнут переходить на электронный формат продаж.
Напомним, что страховки «Зеленая карта» автовладельцам необходимо покупать для выезда за пределы РФ отдельно от внутреннего полиса ОСАГО. В систему «Зеленая карта» входит 48 стран, Россия является ее полноправным членом с 1 июля 2015 года. Включение в систему означает признание полисов национальных страховщиков на территории других стран-участниц.
Согласно принятому решению, национальные бюро вправе как сохранить оформление полисов на бланках привычного зеленого цвета, так и перейти полностью или частично на выпуск электронных и распечатываемых автовладельцами для пересечения границ полисов.
Как пояснил “Ъ” глава российского бюро «Зеленая карта» Сергей Разуван, автовладельцы с распечатанной черно-белой копией электронного полиса появятся на российских дорогах уже после 1 июля: «Такие карты увидят сотрудники ДПС, пограничники, таможенники и автовладельцы, которым не посчастливится попасть в ДТП с участником на автомобиле с иностранными номерами». По его словам, бюро проинформировало ФТС и МВД о том, что многие страны переходят на новый формат. Сергей Разуван ожидает, что к 1 июля это сделает весь Евросоюз.
У российских автомобилистов такая возможность появится ориентировочно в четвертом квартале 2020 года. Пока для удаленных продаж «зеленых карт» отечественным страховщикам не хватает законодательно утвержденного механизма взаимодействия с таможенной службой. Кроме того, планируется завершить наладку автоматизированной информсистемы АИС ОСАГО 2.0-big data Российского союза автостраховщиков (РСА), в составе которой заработает модуль для «зеленой карты». «В июне планируем запуск модуля по ОСАГО, осенью — модуля "зеленой карты"»,— сообщил “Ъ” IT-директор РСА Алексей Самошин, отметив, что эти планы еще могут быть изменены из-за ситуации с эпидемией коронавируса.
Отметим, что пандемия вновь обрушила рынок «зеленых карт» в РФ, который начал восстанавливаться после кризиса 2014 года, когда из-за девальвации рубля и ухудшения отношения с Украиной выездной поток автопутешественников из РФ резко снизился.
В 2019 году было продано 1,3 млн «зеленых карт» с совокупной премией страховщиков в €60 млн. В прошлом году за рубежом было зарегистрировано 3,6 тыс. ДТП с участием водителей с российскими «зелеными картами» (почти треть — в Белоруссии, в лидерах также Польша — 14%, Германия — 12% и Литва — 10%). В части ДТП на территории России в 2019 году было зарегистрировано 4,4 тыс. страховых случаев при участии держателей иностранных «зеленых карт».
Как говорит Сергей Разуван, специфика этого вида страхования для компаний — «длинные» и крупные убытки с размерами выплат в €1–5 млн. Месяцы самоизоляции, апрель и май, сократили продажи «зеленых карт» сразу на 80%, оценивают в российском бюро. До пандемии основными покупателями таких полисов были владельцы легковых авто. Тем не менее во время действия ограничений страховые случаи с держателями иностранных «зеленых карт» продолжают происходить. По статистике российского бюро, их 200–300 в месяц, в основном речь идет о ДТП с участием грузового транспорта.