Современный ФГОС — не единые требования для всех, а ориентир для каждого
Экспертные высказывания о развитии российской школы. Заключительный материал
«Ъ-Наука» заканчивает публикацию серии из трех материалов, посвященных инициативе ФГОС 4.0 — будущему школьного образовательного стандарта. Его концепция готова и сильно отличается от проекта, представленного Министерством просвещения в прошлом году и вызвавшего содержательную критику профессионального сообщества. Сегодня — третий, заключительный материал. Артем Соловейчик, руководитель ИД «Первое сентября», объясняет, какие потрясающие возможности открывает «цифра» для детей, их родителей и воспитателей, а Исак Фрумин, руководитель Института образования Высшей школы экономики, аргументирует, почему равные возможности — это не одинаковые траектории, а разные пути для достижения схожих целей.
Артем Соловейчик, руководитель ИД «Первое сентября»: «Пространство самоопределения и педагогика достоинства»
Воспитание самостоятельности должно стать всеобучем XXI века. Самостоятельный человек, обладая современными возможностями, может все. Несамостоятельному даже трудно пережить нынешнюю самоизоляцию: отсутствие контроля сразу выявляет отсутствие самоконтроля. Сегодня, когда обучение вышло за пределы школы в большой мир, это критически важно.
Полемически заостряя, назову три слагаемых воспитания самостоятельности. Первый — воспитание внутренне свободного человека: никакой самостоятельности не получится, если человек живет и пытается развиваться в «клетке» принуждения. Второе — помощь в формировании собственной для каждого ребенка целостной картины мира. По факту все, что делалось в стандартах до сих пор,— это попытка впихнуть в детей какую-то единую застывшую картину мира, расписав знания на учебные часы и годы. Тем самым картина гарантированно разбивается на дидактические единицы, а назад собирается крайне редко — специально такая задача не ставится. И третье — формирование и поддержание стремления к самореализации.
Нам нужен такой ФГОС, который не разрушал бы самость ребенка, целостность его мировосприятия. Целостность не бывает чужой, а критическое мышление не может быть общим — только моим. Все базовые компетентности, включая 4К, построены на моем собственном понимании и движении.
У нас родилась формула «современный ФГОС — не единые требования для всех, а ориентир для каждого». Это пространство самоопределения — и ученика, и его родителей, и управляющего совета школы.
Цифровые технологии позволяют совершить переворот в педагогике. Обычно мы спрашиваем ребенка: «Что ты можешь?» «Цифра» дает возможность перейти к другому посланию: «Ты можешь, и вот тебе инструмент для этого!» Необходимо помочь ребенку преодолеть ограничения, с которыми он сталкивается, чтобы не убить его мотивацию. Обычно происходит так: даем задание написать текст, красным исправляем ошибки — ребенок убеждается в своей неграмотности. «Цифра» дать ребенку инструмент, который позволяет сразу писать грамотно, не стесняться своего текста, сосредоточиться на смыслах. Пока же не так стыдно сдать бессмысленный текст, как сдать его безграмотным.
Благодаря «цифре» мы можем говорить о «расширении личности» — больших возможностях и правах: искать в интернете — пожалуйста, пользоваться текстовым редактором — пожалуйста… В запрещении всего этого лишь проявляется эгоцентризм взрослых.
Мир за пределами школы другой, там ребенок — взрослый, это в школе мы его делаем «маленьким». А мы должны сделать его сильным, дать инструменты, позволяющие реализовать себя так, как он считает важным, достойно, не для нас. Тогда ему будет проще самоопределиться, понять, кто он.
Сегодня приходится говорить про права ребенка в цифровом мире. По Яношу Корчаку, право ребенка на уважение, право быть тем, кто он есть. Когда ребенок играет в компьютерную игру или общается с друзьями в чате, в этих условиях он взрослый, может брать невероятные высоты, может помогать или принимать помощь от таких же, как он. Они помогают друг другу, учат друг друга. Эту привычную для детей логику жизни нужно принести в школу.
Исак Фрумин, руководитель Института образования Высшей школы экономики: «И цели, и условия их достижения»
В инициативе ФГОС 4.0 нужно предусмотреть некоторые конкретные позиции.
Первое — новая инструментальная грамотность. Уже лет десять академик Алексей Семенов говорит о том, что детей нужно учить «слепому набору» на клавиатуре. До сих пор отсутствие этой компетентности остается проблемой для большинства. К набору грамотностей — умению читать, писать, анализировать информацию и так далее — нужно вернуться и переосмыслить его. В том числе с учетом потребностей работодателей, которые прежде всего жалуются на то, что многие с трудом могут написать связанный текст, прочитать и понять главную мысль.
Второе — обновление содержания образования по школьным предметам, хотя бы фрагментарное. То есть поддержать соответствующее поручение президента четырехлетней давности. Оно ведь до сих пор всерьез не выполнено. Мы недавно провели исследование того, как на курсах обществознания и биологии обсуждаются вопросы вирусов и эпидемий. Очень слабо! Не приходится удивляться, что молодежь не понимает, что такое коэффициент распространения эпидемии или коэффициент летальности.
Третье — универсальные компетентности. Огромная сложность современного образования заключается в том, что общество и государство ожидают, что школа будет формировать в дополнение к предметным знаниям еще и универсальные навыки, и личностные характеристики. Часто говорят, что эти новые результаты невозможно оценить. Это не совсем так. Действительно, их трудно оценить с помощью одинаковых для всех стандартизированных инструментов типа ЕГЭ. Но есть другие механизмы. Например, канадцы дали учителям инструменты для оценки прогресса ребенка не в сравнении с другими детьми или неким идеалом, а по отношению к самому ребенку ранее. Это не экзамены с высокими ставками, а оценочные инструменты, пользование которыми проверяет само сообщество: учителя, родители, управляющие комитеты. Но они очень сильно продвигают повестку развития.
Четвертое — воспитание активной самостоятельности. Не нужны никакие индивидуальные образовательные траектории, если у них нет субъекта…
И, пожалуй, самое принципиальное для меня. Нужно одновременно заниматься и целями, и условиями их достижения. Сегодня у нас 700 тыс. детей по разным причинам не смогли принять участие в дистанционном обучении. Полмиллиона из них — из-за отсутствия интернета и технических средств. Если ты не имеешь современных средств коммуникации, ты исключен из образования. Нужны равные возможности.
Равные возможности — это не одинаковые траектории, это разные пути для достижения похожих целей и задач. Нам нужно помочь разным детям разными путями достичь высокого образовательного результата.