Первая китайская вакцина: результаты есть, но нечеткие
Испытания продолжатся в самом Китае и в Канаде
Китайская компания CanSino Biologics 16 марта стала первой в мире компанией, которая начала клиническое исследование вакцины против SARS-CoV-2. Спустя менее чем через десять недель она первой опубликовала рецензированные данные о безопасности и иммуногенности вакцины от коронавируса.
В вакцине CanSino используется генно-инженерный аденовирус, или аденовирусный вектор,— он служит для доставки в клетки человека гена, который кодирует белок, образующий шип на вирусе SARS-CoV-2. С помощью этого шипа SARS-CoV-2 и проникает в клетки. Ученые надеются, что аналогичный белок, принесенный вакциной, натренирует иммунную систему человека на борьбу с настоящим вирусом.
В первой фазе клинических испытаний CanSino Biologics участвовало 108 человек, каждый из них получил одну из трех возможных доз вакцины (высокую, среднюю и низкую). У большинства удалось добиться иммунной реакции на белок шипа.
Однако есть разница в том, как именно реагирует иммунная система на чужеродные белки. Одни антитела просто связываются с таким белком, другие же нейтрализуют их, предотвращают инфекцию. По данным CanSino, у 75% людей, получивших высокую дозу вакцины, и у 50% людей, получивших среднюю или низкую дозу вакцины, нейтрализующих антител было сравнительного много. Правда, никто пока не может сказать, какая концентрация антител должна возникнуть, чтобы защитить организм от SARS-CoV-2, объясняет Деннис Бертон, иммунолог из Scripps Research, но в любом случае результат от вакцины CanSino не выглядит ошеломительным.
«Не здорово, но лучше, чем ничего»,— парирует Хильдегунд Эртль, специалист по аденовирусным векторам из Филадельфии. Она говорит, что немного разочарована иммунным ответом на китайскую вакцину, особенно у участников исследования в возрасте 45–60 лет.
Есть еще одна проблема. Аденовирусная векторная вакцина CanSino основана на Ad5, распространенном аденовирусе, который вызывает простуду. Те, кто эту простуду перенес,— а их в популяции немало, в частности среди испытуемых их оказалось около половины — имеют антитела к самому вектору, а потому не дали сильного иммунного ответа на вакцину. Решение проблемы — в более высоких дозах вакцины, но, предупреждает Эртль, когда много аденовирусов, пусть и генно-модифицированных, это может быть опасно! CanSino уже отказался от идеи давать высокую дозу. Во второй фазе исследований, которая началась в конце апреля, испытуемым, которых 500 человек, дают только средние и низкие дозы или плацебо.
В первой фазе у 81% испытуемых развился по крайней мере один из побочных эффектов вакцины: головная боль, мышечная боль, усталость или лихорадка. Эртль считает, что часть этих симптомов могла быть следствием попадания в организм самого аденовирусного вектора. У девяти человек развилась тяжелая лихорадка, пятеро из них получили высокую дозу вакцины.
Реакция ученых и инвесторов на данные CanSino были отнюдь не такими живыми, как реакция на вакцину Moderna — данные о первом этапе ее испытания появились 18 мая. А Moderna, биотехнологическая фирма из Кембриджа (штат
Массачусетс), сообщила, что все 45 добровольцев, принявших участие в ее испытаниях, получили антитела против коронавируса после вакцинации, а у восьми из них были нейтрализующие антитела. Правда, почти никаких дополнительных данных американская компания не предоставила. Технология, которой пользуется Moderna, сверхсовременная, в отличие от CanSino: американцы идут непроторенным путем и пытаются добиться иммунного ответа, используя для вакцины матричную РНК.
По материалам статьи https://cen.acs.org/pharmaceuticals/vaccines/CanSino-publishes-first-COVID-19/98/i21