Аптеки проявили солидарность
Как карантин повлиял на выручку сетей
Аптеки собираются контролировать арендную ставку сообща. Это следует из декларации Российской ассоциации аптечных сетей, в которую входят крупнейшие игроки отрасли. Участники соглашения обязуются сообщать друг другу о ситуациях, когда арендодатель отказался пойти на уступки, и аптеке пришлось разорвать с ним контракт. В этом случае участники соглашения договорились не занимать освободившиеся арендные площади конкурентов до конца года. По мнению игроков рынка, декларация поможет поддержать отрасль, которая пострадала во время карантина.
По данным компании DSM Group за апрель российский фармацевтический рынок сократился более чем на 30%. “Ъ FM” обсудил с руководителями крупных аптечных сетей положение на рынке и узнал, как карантин повлиял на их выручку:
Алексей Филиппов, генеральный директор сети аптек «Ригла»: «Выручка по сравнению с апрелем прошлого года упала на 20%. В мае картина та же. Часть аптек находится на территориях торговых центров, которые либо были закрыты полностью, либо потеряли свой трафик на 80-90%. Экономика сетей не могла не пострадать».
Алексей Чеченков, генеральный директор сети «Советские аптеки»: «Никакого падения рынка мы не видим, наоборот, был всплеск в марте. В апреле еще шло по накатанной, в мае все стабилизировалось в соответствии с показателями прошлого года. Март и апрель позволили очень хорошо накопить некую “финансовую подушку” для летнего сезона. У нас даже разговор не шел о том, что какая-то точка хочет снизить арендную ставку».
Евгений Нифантьев, генеральный директор сети аптек «Столички»: «Особенно сильно упала выручка в аптеках, находящихся в центре Москвы и в непосредственной близости к метро. Там продажи сократились более чем на 50%. Я думаю, что многие добросовестные аптечные сети, конечно, не будут пользоваться такой сложной ситуацией, которая возникает у их коллег, вне зависимости от того подписали они данное соглашение или не подписали».
С тем, что крупные аптечные сети понесли значительные потери во время карантина, согласен председатель Российской ассоциации фармацевтического маркетинга Герман Иноземцев. При этом он отметил, что небольшие сети и независимые аптеки чувствуют себя намного лучше: «Оборот сетей, которые сильно зависят от трафика, упал больше чем на 30-40%. Поэтому есть много достаточно крупных аптек, которые в этом отношении пострадали.
Для всех сетей в целом аренда является достаточно значимой статьей расходов — гибкой ее не сделаешь.
Эти аптеки, я думаю, смогут договориться и действительно попробовать воздействовать на арендодателей таким способом, что при выходе одной крупной аптечной сети из аренды, другая крупная туда не войдет. Тонкость в этом вопросе есть: войти могут мелкие и средние аптечные сети, которые не подписывали конвенцию, потому что они сейчас не очень пострадали с точки зрения продаж».
Как аптеки и продуктовые магазины сокращают присутствие в опустевших торгцентрах
Аптеки, как и продовольственные магазины, продолжали работать во время действия ограничительных мер. Однако общее снижение трафика, по мнению экспертов, не позволило многим аптекам избежать падения выручки.