Границы братства республик
Спикер парламента Чечни предложил Дагестану решить территориальный вопрос
Спикер чеченского парламента Магомед Даудов предложил властям соседнего Дагестана возобновить работу двусторонних комиссий по уточнению административной границы между республиками. Речь идет о координатном описании линии размежевания, отсутствие которого, по мнению чеченских властей, провоцирует пограничные конфликты между жителями сопредельных территорий. Эксперты убеждены, что избежать «ингушского» сценария, когда подписание договора о границе с Чечней привело к массовым беспорядкам, можно будет лишь при активном участии в процессе федерального центра.
Возобновить работу земельных комиссий по уточнению административной границы Чечни и Дагестана необходимо 6 июля 2020 года, считает господин Даудов. В своем обращении к дагестанским властям чеченский спикер заявил, что «неурегулированность вопроса вокруг административной границы может повлечь негативные последствия», в том числе «проявления межнациональной розни». Господин Даудов отметил, что граница между республиками в ориентирном и графическом описании установлена и изменению не подлежит, речь сейчас идет о необходимости координатного описания линии размежевания.
«Чечня не претендует на территорию братской республики, но при этом будет отстаивать всеми законными способами свою территорию»,— заверил чеченский спикер.
Ныне существующая административная граница между Дагестаном и Чечней была определена в 1959 году, вскоре после возвращения чеченцев и ингушей после сталинской депортации и восстановления упраздненной в 1944 году Чечено-Ингушской АССР. Окончательно линия размежевания между двумя республиками была зафиксирована в 1965 году. В 1983 году граница уточнялась в связи с взаимной передачей небольших территорий между республиками там, где соприкасаются Гумбетовский район Дагестана и Ножай-Юртовский Чечни.
Речь в тех случаях шла об ориентирном и графическом описании границы, оставалось завершить координатное описании линии размежевания. С этой целью в 2015 году были созданы специальные комиссии в обеих республиках, но в 2019 году эта работа прервалась.
В том же году летом возникла конфликтная ситуация, когда жители Кизлярского района Дагестана демонтировали установленные чеченской стороной дорожные указатели с обозначением административной границы между республиками. Собравшимся на линии размежевания представителям двух республик удалось избежать стычки, но взаимные претензии остались. В создании напряженности и срыве работ по размежеванию чеченская сторона тогда обвинила власти сопредельной территории. Несколько дней назад едва не вспыхнул конфликт на границе Гумбетовского района Дагестана и Ножай-Юртовского Чечни, где чеченские землемеры установили колышки для последующего описания границы. Правда, власти сопредельных территорий утверждали, что разногласия преувеличены теми, кому «очень хочется нагнетать обстановку».
Участки границы под Кизляром и в Гумбетовском районе не единственные, где возможен спор: например, Новолакский район Дагестана до депортации чеченцев в 1944 году относился к Чечено-Ингушетии, сейчас чеченцы составляют более четверти его населения и периодически ставят вопрос о пересмотре территориальной принадлежности муниципалитета. Опрошенные “Ъ” эксперты убеждены, что избежать «ингушского» сценария, когда подписание договора о границе с Чечней привело к массовым беспорядкам, возможно только в случае активного участия в процессе федерального центра. «Как бы на местах ни старались, добиться согласия по территориям будет очень сложно»,— заявил “Ъ” политолог Руслан Мартагов. Он напомнил, что политический кризис, разгоревшийся в Ингушетии после подписания чечено-ингушского пограничного договора, удалось погасить после вмешательства федерального центра. «В Ингушетии дошло до массовых беспорядков, потому что в Москве долго наблюдали за событиями со стороны, надеясь, что само собой все рассосется»,— говорит господин Мартагов. Чечня, судя по всему, рассчитывает на федеральную помощь: с соответствующей просьбой господин Даудов обратился к полпреду президента РФ в СКФО Юрию Чайке и руководителю Росреестра Олегу Скуфинскому. В Дагестане заявление господина Даудова в четверг не комментировали.