Покупатели дошли до торгцентров
Ритейлеры рассказали Минпромторгу о своем положении
Первые четыре дня работы торгцентров в Москве после ослабления режима самоизоляции оказались для непродуктовых ритейлеров и владельцев торговой недвижимости лучше, чем ожидали участники рынка. Это следует из заявлений представителей розничных сетей, принимавших участие в пятницу, 5 июня, в совещании в Минпромторге. Однако в ближайшей перспективе, предупреждают аналитики, даже этот осторожный оптимизм может смениться пессимизмом. Более трети жителей Москвы пока не готовы выходить на улицу из-за опасений заразиться коронавирусом, что может негативно повлиять на динамику роста трафика в торгцентрах. Кроме того, падение доходов потребителей приведет к отказу от покупок не входящих в перечень первой необходимости товаров.
У OBI и Leroy Merlin в первые дни открытия в Москве точек продаж непродовольственных товаров трафик покупателей составил в зависимости от магазинов от 20% до 40% от того же периода прошлого года. А у сети «Спортмастер» этот показатель оказался еще лучше — 50–60%. Такая информация прозвучала 5 июня на совещании в Минпромторге с участием розничных сетей и представителей компаний, управляющих торговыми объектами. Содержанием совещания с “Ъ” поделились несколько его участников из числа ритейлеров, отказавшись от официальных комментариев. По их словам, Минпромторг пообещал участникам розничного рынка в оперативном режиме оценивать темпы восстановления работы ритейла.
Магазины продуктовых сетей работали в апреле и мае, когда в Москве действовали наиболее жесткие ограничения. Такие ритейлеры рассчитывали, что после старта полноценной работы всех торгцентров, где у многих розничных компаний находятся супермаркеты и гипермаркеты, их выручка заметно увеличится. Но, как следует из заявлений представителей самих компаний, по словам собеседников “Ъ”, выручка с 1 июня, когда по распоряжению мэра Сергея Собянина в Москве были открыты торгцентры, по 4 июня увеличилась только у Auchan примерно на 10%. У Selgros и Billa выручка осталась на прежнем уровне.
По данным управляющих торгцентрами, в Москве в первые четыре дня после возобновления работы средняя посещаемость оказалась на уровне 40–50% от тех же показателей прошлого года.
Этот результат выше, чем ожидали сами управляющие. «С учетом того что в Москве все еще действуют ограничения на передвижения по городу, этот показатель вполне оправдывает ожидания арендаторов торгцентров»,— отмечает один из собеседников “Ъ”.
По данным Watcom Group, Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) во время всего режима самоизоляции с апреля по май снизился на 68% по сравнению с тем же периодом прошлого года, но 1 июня глубина падения оказалась меньше — 44,5%, в первые четыре дня после снятия ограничений — 44,1%.
По данным московской мэрии, на неделе с 27 мая по 2 июня оборот розничной торговли впервые показал рост более 10% и составил 6 млрд руб., что на 10,2% больше, чем на предыдущей неделе. Из них 2,7 млрд руб. составил оборот предприятий продовольственной торговли, 3,3 млрд руб.— непродовольственная розница.
Между тем опрошенные “Ъ” аналитики не исключают, что осторожный оптимизм может смениться пессимизмом. «Опросы показывают, что более трети горожан, выступающих за отмену ограничений, не готовы выходить активно на улицу и контактировать,— говорит главный инвестиционный стратег "БКС Брокер" Максим Шеин.— То есть открывшимся торгцентрам не удастся достичь того уровня выручки, который был в 2019 году».
Реальные располагаемые доходы в последние пять лет сначала снижались, затем перешли к стагнации. «В этом году мы ожидаем очередное снижение на уровне 2015–2016 годов: от 3% до 5%,—- отмечает аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.— Со следующего года возможен рост в пределах 2%, но все равно суммарный объем располагаемых доходов останется ниже уровня 2014 года».
Почти 17% россиян, опрошенных BCG и «Ромиром», никогда не смогут вернуться к тем тратам на продукты питания, которые у них были до пандемии. Еще 19% потребителей не смогут тратить прежние суммы на одежду.
Россияне свыклись с тем, что негативное воздействие пандемии на экономику страны будет долгосрочным, поэтому начали оптимизировать свои расходы, пришли к выводу исследователи. На сегодня больше половины россиян предполагают, что их семейные траты на протяжении следующих нескольких месяцев не вырастут, констатирует директор практики консультационных услуг в области стратегии и операционной эффективности розничного бизнеса PwC в России Ольга Сумишевская.
Общество нездорового потребления
Как изменилось поведение покупателей и продавцов во время пандемии