Самая чихающая страна

Книжная ярмарка на Красной площади открывается в режиме самоизоляции

6 июня в Москве у стен Кремля открывается трехдневный книжный фестиваль «Красная площадь», на котором его организаторы ждут 18 тыс. посетителей. Ярмарка пройдет на фоне сохраняющегося запрета на проведение публичных мероприятий в Москве. В столичной мэрии назвали фестиваль «федеральным мероприятием», подчеркнув, что разрешения на него не давали. В Роспечати дали понять, что согласование получено у ФСО и управделами президента РФ, которых пришлось уговаривать. Опрошенные “Ъ” юристы выдвинули свои соображения, должны ли распространяться ограничения столичных властей и на территорию Красной площади.

Фото: Александр Казаков, Коммерсантъ

Шестой книжный фестиваль «Красная площадь» пройдет с 6 по 8 июня на главной площади страны. Исполнительный директор фестиваля Андрей Гельмиза сказал, что ярмарка пройдет в «измененном формате» — с соблюдением масочного и перчаточного режима, без «приглашения всех желающих» и с разделением посетителей на пять ежедневных сеансов по предварительной записи. Замглавы Роспечати Владимир Григорьев сообщил, что лица младше 7 лет и старше 65 лет на Красную площадь в эти дни не попадут. Тем не менее на фестивале ожидаются представители 200 издательств и 18 тыс. посетителей.

В администрации «Красной площади» дали понять, что мероприятие станет первым после ослабления режима самоизоляции. Действительно, столичный мэр Сергей Собянин объявил о «втором этапе смягчения ограничений» режима: с 1 июня в городе открыты автосалоны, непродовольственные магазины и гипермаркеты, химчистки, прачечные и ремонтные мастерские, а горожанам разрешили гулять (правда, лишь трижды в неделю по графику). Послабления были сделаны и для ярмарок выходного дня, но там продавать можно лишь сельхозпродукцию и продукты питания. Однако указом столичного градоначальника запрет на проведение «зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий», действовавший с 30 марта, был продлен до 14 июня.

Что предполагает второй этап ослабления карантина

Смотреть

Глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сказал “Ъ”, что Москва не выдавала разрешения на проведение книжной ярмарки и мэрия к этому отношения не имеет. «Это Красная площадь, это федеральное мероприятие»,— пояснил “Ъ” господин Немерюк. Примечательно, что при этом на портале мэрии есть новость о книжном фестивале. А Сергей Собянин 4 июня заявлял, что говорить об открытии фестивалей «пока рано». «Это большие массовые мероприятия, а вот ярмарки выходного дня должны в эту пятницу-субботу открыться»,— говорил градоначальник.

Замглавы Роспечати Владимир Григорьев сказал “Ъ”, что Красная площадь — «не юрисдикция мэрии». Он дал понять, что мероприятие согласовывалось с ФСО и управделами президента РФ, и это «было непросто, поскольку у многих еще остаются опасения». Однако, по словам господина Григорьева, нужная аргументация все же нашлась: празднование Дня русского языка 6 июня и то, что книжная отрасль сильно пострадала из-за пандемии и 80% издателей перестали готовить новые книги.

«Дайте нам хотя бы возможность вздохнуть, почувствовать, что жизнь обычная возвращается. Еще в войну книги издавались, а мы все остановились»,— пояснил “Ъ” чиновник.

Пресс-секретарь управделами президента РФ Елена Крылова сказала, что ее ведомство «не имеет отношения» к книжному фестивалю на Красной площади.

Старший юрист юркомпании «Стрим» Мария Понаморева говорит, что в черте Москвы могут быть земли федерального значения, но действие указов мэра и соответствующие запреты должны распространяться на все территории. Партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов считает, что «федеральная земля, частная или еще какая» имеет отношение только к определениям видов собственности, но не к регулированию в данном вопросе. «То, в чьей собственности находится собственность, не равносильно администрированию с точки зрения ограничительных мер. Это какое-то лукавство и подмена понятий»,— поясняет Константин Савин из адвокатской компании «Павлова и партнеры». Госпожа Понаморева напоминает и об указаниях санитарных врачей, обязательных для исполнения. Господин Савин вспоминает о действовавших до 1 июня запретах столичного мэра на прогулки в лесопарковых зонах в Москве, приводя в пример находящийся в федеральной собственности Тимирязевский парк — тот был закрыт для посещения, но при этом прямо упоминался в указе городского градоначальника о введении режима самоизоляции.

«Многие здания у нас в федеральной собственности — получается, там по такой логике можно было свободно работать на карантине? — недоумевает эксперт.— Получается "закон что дышло"».

Отметим, на запрет на проведение «зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий» ссылались в столичном главке МВД после задержаний граждан, стоявших в одиночных пикетах в поддержку ранее арестованного журналиста Ильи Азара. В полиции подчеркивали, что нарушение запретов на публичные мероприятия подпадает под действие ст. 20.2 КоАП РФ и ст. 3.18.1 КоАП Москвы, грозящим нарушителям штрафами до 1 млн руб.

Политолог Михаил Виноградов, который ранее комментировал смягчение карантина с 1 июня в Москве в том духе, что московским властям «пришлось учитывать некоторый рост коронаскептицизма у части федеральных чиновников», склонен считать ситуацию «проявлением нескоординированности».

Примечательно, что даже среди участников выставки нет единства по отношению к «Красной площади». Писатель Денис Драгунский, чья книга «Автопортрет неизвестного» должна быть представлена на ярмарке, заявил “Ъ”, что «не против мероприятия вообще», но сам он туда не пойдет. «Потому что я человек пожилой. Но если есть люди с крепким иммунитетом, храбрецы или любители играть в русскую рулетку, почему нет?» — рассудил писатель. Журналист Александр Кушнир, который презентует на «Красной площади» книгу о музыканте Майке Науменко, дал понять “Ъ”, что других вариантов представить свою новую работу у него нет. «На все попытки провести ее в других местах люди говорят — "Старик, не раньше июля-августа". То есть я хочу говорить о книге, а негде. А все крупные издательства наметили выпуск новинок на сентябрь. Я не прощу себе, если не использую этот шанс»,— пояснил он.

Александр Воронов, Елена Рожкова

Вся лента