Аудит соблюдает дистанцию
Как коронавирус повлиял на отрасль аудиторских услуг
Дарья Перковская, партнер по аудиту и консалтингу группы «Деловой профиль», о том, с какими проблемами столкнулись аудиторы в период пандемии и почему неизбежно снижение объемов рынка аудита.
Распространение коронавирусной инфекции послужило причиной масштабного кризиса, когда предприятия приостанавливали производственную и финансово-хозяйственную деятельность и в спешном порядке переводили офисных сотрудников на дистанционную работу.
Аудиторы были вынуждены подстраиваться как под ограничения, введенные местными органами власти, так и под ограничения, которые ввели на своих предприятиях клиенты, поэтому столкнулись с рядом проблем при выполнении заданий. Это, например, невозможность проведения очной аудиторской проверки в офисе заказчика. Отсутствие доступа к оригиналам документов не позволяло подтвердить их подлинность, не было возможности визуально ознакомиться с активами, провести очные интервью с персоналом, что делало невозможным и выдачу аудиторских заключений. Поэтому сроки проведения аудиторских проверок были перенесены на время после снятия введенных ограничений.
Кроме того, объявленные длительные выходные привели к отсрочке выполнения обязательств по оплате завершенных работ, увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность, остро встала проблема неплатежей. Перенос сроков сдачи годовой бухгалтерской и налоговой отчетности по РСБУ, единовременная отсрочка раскрытия, аудита и утверждения годовой консолидированной отчетности по МСФО серьезно нарушили сроки проведения аудиторских проверок. Баланс трудозатрат специалистов, обычно задействованных в проверках, также не выдерживался.
Обычно в январе—мае аудиторы испытывают пиковую нагрузку, которая обеспечивает выполнение большей части заказов обязательного аудита. Сейчас, после смягчения ограничений, на специалистов обрушился поток отложенных заказов. Загрузка существенно увеличилась, так как значительный объем работ, обычно растянутых на несколько месяцев, аудиторы были вынуждены выполнять в сжатые сроки, обеспечивая при этом по-прежнему высокий уровень качества. Усложнились коммуникации и документообмен. Документация, доставленная аудитору на проверку, требовала пояснений, а недостающие документы приходилось запрашивать дополнительно. Подписание договоров, дополнительных соглашений, актов выполненных работ без возможности личной встречи также отнимало много времени и затягивало сроки проведения проверок.
С этими проблемами столкнулись все, однако некоторые аудиторские компании не смогли их решить. Значительные сложности возникли в основном у небольших компаний: многие потеряли своих клиентов, и в текущем году можно ожидать сокращения количества игроков на рынке.
Общая тенденция на рынке аудита — снижение стоимости услуг аудиторов. В условиях кризиса заказчики уже привычно сокращают непроизводственные расходы, к числу которых относятся и бюджеты на аудит и консалтинг. В целом, по нашим оценкам, снижение объемов рынка аудита в 2020–2021 годах неизбежно. Однако обязательные процедуры хотя и были отложены, не отменены, что позволит сохранить уровень загрузки аудиторов с незначительным снижением. Кроме того, мы отмечаем возросший интерес клиентов к связанным процедурам: оптимизация издержек, аудит затрат, бюджетирование — все эти услуги актуальны в условиях тотальной экономии.
Меры поддержки бизнеса в период пандемии, введенные правительством, также позволили расширить и спектр аудиторских услуг. Так, возможность войти в реестр МСП, которую дали организациям с иностранными материнскими компаниями, соответствующими определенным критериям, сформировала спрос на услуги по включению таких компаний в реестр. В мае—июне запросы на такие услуги поступают регулярно, формируя пул задач для специалистов.
Текущий кризис не первый и, к сожалению, вероятно, не последний, который переживает российский бизнес. Наша компания за годы работы оказывала поддержку клиентам в кризисные периоды уже трижды, однако текущий характеризуется еще и принципиальным изменением формата работы. Переход на дистанционный режим, непривычный и налагающий ряд серьезных ограничений для многих отраслей, стал своеобразным вызовом 2020 года.
Мы с 2017 года активно внедряем дистанционные сервисы для работы с клиентами, совершенствуем систему контроля выполнения работ таким образом, что удаленный формат нисколько не сказывается на качестве. Однако ранее дистанционное обслуживание чаще всего касалось услуг бухгалтерского аутсорсинга, налогового и юридического консалтинга, некоторых направлений управленческого и финансового консультирования, но практически не затрагивало аудит.
Вынужденный переход на удаленный формат работы стимулировал цифровизацию аудиторских процедур. Современные средства связи и передачи данных, использование ЭЦП и ЭДО показали свою эффективности в условиях самоизоляции. Следует отметить, что до настоящего времени дистанционный аудит предлагали лишь компании, которые готовы были предоставить аудиторское заключение без надлежащей проверки подлинности скан-копий документов, наличия указанных в них активов.
В сложившейся ситуации мы серьезно пересмотрели свое отношение к дистанционному аудиту: грамотное построение системы электронного документооборота, онлайн-видеосвязь, устройство защищенных облачных хранилищ, организация авторизованного доступа — все это позволяет существенно сократить затраты и сроки проведения очной аудиторской проверки.
Безусловно, в силу глобального тренда к цифровизации компании, которые смогут внедрить и усовершенствовать в дальнейшем автоматизированные аспекты работы, получат конкурентное преимущество.
Однако бизнес в сфере аудита не сможет отказаться от личных коммуникаций и полностью перейти на удаленную работу. Ведь основной задачей любой аудиторской проверки является удостоверение подлинности документов, достоверности представленных данных, которое пока нельзя провести дистанционно. Вместе с тем, вероятно, часть аудиторских процедур будет теперь осуществляться в дистанционном и онлайн-режиме, что будет выгодно как клиентам, так и аудиторским компаниям. Первым это позволит оптимизировать затраты на аудит, вторым — сократить расходы на проведение проверок.
Основные события и тренды рынка аудита 2019
Одно из самых ярких событий прошлого года для рынка – формирование единой Саморегулируемой организации аудиторов на базе СРО Аудиторская ассоциация «Содружество». Это событие можно назвать знаковым: впервые со времен введения саморегулирования отрасли все профессиональное сообщество объединилось в одной саморегулируемой организации и получило возможность заняться действительно важными для российского аудита проблемами.
Что касается трендов в услугах, мы отметили рост спроса на налоговый аудит, обусловленный масштабной автоматизацией фискального надзора в 2019 году. Налоговые органы ввели и активно используют программные продукты для выявления налоговых схем. Уже сейчас они знают о налогоплательщике многое – обмен информацией с таможенными, регистрационными органами, с банками позволяет выявлять сомнительные сделки еще до проведения налоговой проверки. А возможность запрашивать информацию у третьих лиц часто используется для пополнения сведений о налогоплательщике. Поэтому выезжая на проверку, налоговый инспектор предварительно подготовлен, ему остается лишь выявить и задокументировать налоговое правонарушение, доначислить налог и наложить штраф.
Цифровизация фискального надзора продолжится, и уже в ближайшем будущем налоговые органы получат возможность контролировать не только крупные расходы налогоплательщиков, связанные с приобретением недвижимости, транспортных средств и др., но даже расходы на покупки в магазинах.
Такое ужесточение надзора будет поддерживать спрос на инициативный налоговый аудит не только в текущем 2020 году, но и в среднесрочной перспективе.