Светлая полоса отчуждения
Первая опера о трудностях карантина написана и поставлена в интернет-формате
Следом за драмой и балетом оперный театр вышел в сеть не только с трансляциями старых постановок или попыткой реализовать старую партитуру техническими средствами удаленной связи: оперный театр пьемонтской Новары заказал и поставил онлайн новое сочинение. «Отчужденные», спектакль-квест на либретто двух авторов и с музыкой пяти композиторов, призван развлечь публику, обеспечить институциональную работу артистам и постановочной команде, а главное — продемонстрировать, что в любых условиях опера как жанр остается актуальной и способной реагировать на повестку дня. За приключениями самоизолированных героев наблюдала Татьяна Белова.
В названии «Alienati» таится подвох: перевести его только одним способом нельзя, и эта многоликость отражает сюжет. Разобщенные и отчужденные (alienati) герои оказываются в изоляции из-за нашествия инопланетян (alieni). Все они странные, маргинальные, с явными особенностями психики — тоже alienati, ненормальные. Неудивительно, что всем им требуется помощь психолога (блестящий саркастичный бас Альфонсо Антониоцци). К нему обращаются Диетолог (меццо-сопрано Даниэла Барчеллона), Благородный разбойник (бас Никола Уливьери), Музыкант (тенор Лучано Ганчи), Повар (баритон Роберто де Кандиа), Одинокая (сопрано Джессика Пратт), Разлучница (сопрано Давиния Родригес) и даже ее Дочь (София Фрицца, в самом деле дочь Родригес и дирижера Риккардо Фриццы). Представительный состав исполнителей, конечно, заслуга изоляции невыдуманной, она же диктует саму форму постановки.
Спектакль состоит из коротких эпизодов — монологов и дуэтов, герои общаются самыми разными способами: от старенького проводного телефона (привет «Человеческому голосу» Франсиса Пуленка и «Телефону» Джанкарло Менотти) до видеочатов. Зритель выбирает персонажу собеседника и следит за его приключениями до общего финала, но, чтобы оценить замысел авторов, нужно отсмотреть все возможные «ветки».
Фарсовая природа «Отчужденных» очевидна по гротесковой мимике и крупным ярким деталям визуальных решений (режиссер Роберто Реккья, художник по костюмам Джузеппе Палелла), а равно и по пародийным строчкам либретто (сюжет Стефано Валанцоло, стихи Винченцо де Виво), по тому, как пять композиторов (Федерико Бишоне, Альберто Кара, Кристиан Каррара, Федерико Гон, Марко Таралли) вплетают в собственные мелодии обрывки партитур Моцарта, Россини, Бетховена, Верди и в огромном количестве Пуччини. В дело идут только моментально опознаваемые фрагменты, чего требует развлекательно-капустнический уклад, но и для знатоков припрятаны сюрпризы.
Как и любая удачная пародия, «Отчужденные» не высмеивают, а проявляют особенности объекта пародии: предъявляют сегодняшний взгляд на итальянскую оперу. Спектакль исполняется под рояль, поэтому вся музыкальная драматургия сводится к мелодике вокальных номеров, написанных в расчете на конкретных артистов, что свойственно опере с самого ее рождения. Не превращая партитуру в дайджест чужих приемов, авторы удачно используют барочную герметичность мира, состоящего только из героев, фрагментарную сюжетную драматургию романтиков и способность творить поэзию из бытовых мелочей, свойственную веристам. Коллективная работа отнюдь не звездных музыкантов, обслуживающих именитых исполнителей,— тоже старинный прием. Однако современность вполне может быть осмыслена старыми выразительными средствами, если не списывать их как априори устаревшие.
Вынужденный формат видеоспектакля с пристальным вниманием к крупным планам сближает оперное пение с камерным и по вокальной манере, и по удельному весу текста. В тексте же удивительным образом нет клишированных рифм и мелодраматических поз, хотя есть традиционные для басов скороговорки-каталоги. Комические путаницы и жонглирование словами соединяют формулы старых либретто и современные обстоятельства. Центральными темами для обсуждения становятся комиксы, сериалы, тиндер, поп-музыка и самая разнообразная еда. «Отчужденные» не дают забыть о том, что опера — столь же чувственное наслаждение, сколь и духовное.
Обычно право голоса на оперной сцене редко получают дети, которые остаются наблюдателями взрослых трагедий, иногда — молчаливыми соучастниками. Но десятилетняя дочь Разлучницы, получив в свое распоряжение телефон пропавшего Адвоката, отвечает на звонки. Сначала убеждая собеседника, что тот ошибся номером, затем передоверяя разговор маме, наконец инициируя разговор от имени Адвоката и представляясь его секретарем. Это, а не интерактивность, самый важный маркер времени написания партитуры и вектора развития оперы как искусства. Ведь интерактивность — просто технический способ стимулировать проверенный механизм сопереживания, а возможность учиться новому и готовность к встрече с ним доступны либо детям, либо тем, кто готов преодолеть себя и выйти навстречу чужим.