Один в поле — это группа
Московская полиция квалифицирует одиночные пикеты как несогласованные массовые акции протеста
Одиночный пикет в Москве отныне может расцениваться как групповая несогласованная властями акция протеста. К такому выводу пришли правозащитники, комментируя решение Мосгорсуда, рассмотревшего жалобу на арест журналиста Ильи Азара 28 мая. Суд встал на сторону полицейских, посчитав пикеты на Петровке, 38, которые начались выходом к зданию полицейского главка господина Азара и продолжились после его задержания, «объединенными единством цели». Адвокаты и политики назвали решение Мосгорсуда «неправосудным», а правозащитники «опасным» с точки зрения запрета последней доступной формы протеста в России.
Мосгорсуд в пятницу отказался освободить муниципального депутата и спецкора «Новой газеты» Илью Азара, указав в решении, что 26 мая у здания ГУ МВД на Петровке, 38 «имели место несколько пикетов, объединенных единством цели». «В тот день несколько граждан сменяли друг друга в одиночном пикете,— прокомментировал решение адвокат Леонид Соловьев.— Содержание их плакатов было идентичным, что полиция квалифицировала как массовую акцию протеста, требующую согласования с властями. Суд с этими доводами согласился». Такая формулировка, опасается господин Соловьев, в дальнейшем может быть использована и в отношении других пикетчиков не только в Москве, но и в других городах. За участие или призывы к одиночным пикетам (то есть за нарушение ст. 20.2 КоАП) грозит штраф до 30 тыс. руб., за повторное нарушение — аресты.
«Правонарушение Ильи Азара осталось прежним — ч. 8 ст. 20.2 КоАП,— рассказал Леонид Соловьев.— Мы надеялись, что суд пойдет по пути принятия решения в отношении Виктора Немытова, но этого не произошло. Суд скостил срок ареста до десяти суток».
Напомним, активист Виктор Немытов и журналист Илья Азар были задержаны в Москве во время одиночных пикетов в поддержку Владимира Воронцова — бывшего сотрудника МВД, автора правозащитного проекта «Омбудсмен полиции», обвиненного в вымогательстве. Господа Азар и Немытов были арестованы на 15 суток по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ (повторное нарушение законодательства о митингах), однако через три дня Мосгорсуд освободил Виктора Немытова, переквалифицировав его обвинение на «карантинную» статью 20.6.1 КоАП (невыполнение правил при ЧС). Жалобу на арест Ильи Азара Мосгорсуд должен был рассмотреть 30 мая, но перенес заседание на 1 июня, а затем — на 5 июня. С 28 по 31 мая в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Челябинске проходили одиночные пикеты в поддержку Ильи Азара и «против полицейского произвола». На них в общей сложности было задержано более 60 человек.
Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов считает решение суда по делу Ильи Азара «неправосудным». «Сначала суд освободил Немытова, но позднее отказался по аналогии освобождать Азара,— напоминает глава правозащитного проекта "Апология протеста" Алексей Глухов.— В решении суда по арестованному 3 июня Денису Петрову пикеты квалифицируются как массовая несогласованная акция, но 4 июня суд возвращает в полицию дело Анастасии Лотаревой, главреда "Таких дел", задержанной 28 мая, так как не понимает, какое правонарушение ей вменять». По его словам, «активисты не боятся "карантинных" штрафов в 4 тыс. руб., и полиция продолжает применять федеральный КоАП, а суд с ней соглашается». «Таким образом, возникает угроза единственной оставшейся форме протеста — пикетам»,— резюмировал господин Глухов.
Отметим, закон «О митингах» говорит, что совокупность одиночных пикетов может быть массовой акцией, Конституционный суд в постановлении от 14 февраля 2013 года поддерживает это.
При этом Верховный суд (постановление пленума ВС от 26 июня 2018 года) разъясняет: административная ответственность за одиночные пикеты наступает «если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу».
Алексей Глухов уверен, Мосгорсуд «пошел против Верховного суда»: «Сменяемый пикет в принципе не может подпадать под определение единой акции без критерия "одновременное проведение", о котором Мосгорсуд умолчал в решении по Азару, создав прецедент, которого в России еще не было». По его словам, в Кемерово и Татарстане одновременные одиночные пикеты в разных частях города суды уже признавали массовыми акциями, но сменяемые одиночные пикеты в России еще никогда не квалифицировали как массовую акцию протеста. В подобной трактовке больше политики, чем права, согласен Константин Добрынин, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper: «Правоприменительная практика зависит от конкретного "товарища майора" или того, кто ему объясняет из высоких кабинетов, как именно нужно оценить данный протест».
Глава президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев, ранее поддержавший заявление о недопустимости ареста Ильи Азара, в пятницу не смог прокомментировать решение Мосгорсуда. Он сослался на необходимость подготовки заключения по этому делу юристами СПЧ, которое совет «озвучит в субботу».
В пятницу в Санкт-Петербурге и Москве продолжились пикеты в поддержку Ильи Азара, на момент подготовки текста задержано, по данным правозащитников, как минимум 15 человек.