США и Польша испустили общий дух

На польском полигоне начались масштабные учения армий двух стран

В пятницу в Польше впервые после начала пандемии коронавируса начались масштабные военные учения: армии США и Польши приступили к отработке взаимодействия в рамках операции Allied Spirit («Союзнический дух»). Солдаты и командиры в течение двух недель будут тренироваться в преодолении водных преград. Корреспондент “Ъ” поучаствовал в виртуальной пресс-конференции военных двух стран и попытался уловить их «союзнический дух».

Фото: U.S. Army photo by Staff Sgt. Brian K. Ragin Jr.

«Добрый день! Сегодня я говорю с вами из подвала!» — именно этой фразой бригадный генерал армии США в Европе Кристофер Норри открыл пресс-конференцию. Он пояснил: под землю его загнала пандемия коронавируса, из-за чего он в соответствии с требованиями принимающей стороны самоизолировался на две недели по приезде в Европу.

Пандемия внесла коррективы не только в планы генерала: изначально планировалось, что Allied Spirit станет лишь частью крупнейших за 25 лет военных маневров под руководством США Defender Europe 2020 («Защитник Европы-2020»). Однако в марте было принято решение провести их в значительно урезанном масштабе. Главной темой Defender Europe 2020 должна была стать маневренность: планировалось отработать переброску солдат и вооружений через государственные границы стран НАТО (решая по пути инфраструктурные и бюрократические вопросы) и преодоление воинскими подразделениями естественных преград — в первую очередь рек.

В теории такая задача возникнет, если потребуется переброска американского личного состава и вооружений из Германии на восточный фланг НАТО. «Во время реального конфликта нельзя рассчитывать на то, что все автомобильные мосты уцелеют»,— пояснил в разговоре с изданием Defense News генерал-полковник Бен Ходжес, бывший командующий силами США в Европе. Чтобы военнослужащие смогли отработать навыки преодоления водных преград, учения решили провести на богатом озерами севере Польши, на полигоне Дравско-Поморске. Важную роль сыграет и созданный около города Познань дивизионный командный пункт, откуда осуществляется руководство войсками НАТО на восточном фланге.

В учениях будет задействовано около 4 тыс. солдат США и 2 тыс. польских военнослужащих, хотя в рамках Defender Europe 2020 планировалось участие 20 тыс. американских солдат, прибывших из США, на территории десяти европейских стран.

«Программа учений изменена, чтобы защитить солдат от COVID-19. Совместные американо-польские учения будут включать десантную операцию польских солдат и совместное преодоление реки силами одной дивизии»,— говорилось в пресс-релизе американского командования США в Европе. «Мы также принимаем все меры по защите военных и гражданских специалистов»,— рассказывал Кристофер Норри, объясняя, что каждый участник учений уже прошел тест на COVID-19 и получил отрицательный результат.

В Пентагоне считают, что подготовка к масштабным учениям была полезна даже несмотря на то, что провести их так, как было запланировано, не удалось. Войска были готовы садиться на транспортные корабли, на которых уже находилось 90% грузов, предназначенных для переброски в Европу. По мнению американских военных, это было хорошей тренировкой.

Об этом говорили, в частности, и во время пресс-конференции, подчеркивая, что, хотя маневров на территории Германии не запланировано, оперативное взаимодействие в любом случае отработано, а итоги Allied Spirit будут изучаться всеми войсками США в Европе.

Руководство НАТО также планировало использовать полученные во время учений данные, чтобы предоставить властям Евросоюза рекомендации для воплощения масштабного плана по улучшению мобильности воинских подразделений на всем континенте. «После холодной войны дороги, мосты и железнодорожные пути строились без учета нужд военных, и они не смогут выдержать тяжелой военной техники»,— указывалось в докладе исследовательской службы Европейского парламента. Эксперты констатировали, что в тот момент НАТО отошло от миссии защиты границ и перешло к операциям в других регионах мира. «Геополитические изменения с 2014 года вынудили НАТО сильнее озаботиться своей изначальной миссией сдерживания и защиты территории»,— писали сотрудники службы. На эти цели планировалось потратить €6,5 млрд, однако из-за эпидемии коронавируса и сопутствующих трат по нынешнему плану может быть выделено лишь €1,5 млрд.

Учениям предшествовала попытка России договориться с НАТО о прекращении маневров на время пандемии: соответствующее письмо российский министр иностранных дел Сергей Лавров отправил генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу, однако тот ответил отказом. Позицию НАТО “Ъ” разъяснила официальный представитель альянса Оана Лунджеску. По ее словам, Йенс Столтенберг в своем ответном письме написал, что «действия НАТО являются строго оборонительными, соразмерными и соответствуют нашим международным обязательствам».

«Наше усиленное передовое присутствие в восточной части альянса является ответом на применение Россией военной силы против своих соседей и наращивание ее военного потенциала в Балтийском регионе и за его пределами»,— сказала она “Ъ”.

На вопрос “Ъ” о том, можно ли говорить об оборонительном характере учений, если речь идет о преодолении реки и продвижении вперед, бригадный генерал Кристофер Норри ответил следующим образом: «Да, мы действительно двигаемся вперед, но пересечение рек — это один из маневров, необходимый для общего управления силами». По его словам, отработка маневренности подразделений вполне укладывается в понятие защитных мер и потому не идет вразрез со словами господина Столтенберга.

Алексей Наумов, Галина Дудина

Вся лента