Гостиницам мало не показалось
Крупный бизнес хочет льгот, как маленький
Гостиничный бизнес через «Опору России» добивается перехода к секторальной модели поддержки, указывая властям на необходимость распространить льготы для малого бизнеса на средний и крупный, который также пострадал от остановки деятельности. Отельеры уверены, что до осени им придется работать в условиях минимальной загрузки, а общая выручка по году может сократиться в полтора раза.
«Опора России» предлагает распространить на крупные и средние отели все меры поддержки для микро- и малых предприятий. Об этом говорится в письме, которое организация направила в Минэкономики. Копия обращения есть у “Ъ”. Речь, в частности, идет о снижении ставки по страховым взносам до 15%, субсидиях на покрытие убытков в размере МРОТ, снижении налогового бремени, льготных займах и кредитных каникулах.
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников утверждает, что крупный гостиничный бизнес страдает из-за кризиса не меньше маленьких отелей: расходы растут пропорционально.
При этом, по его словам, согласно действующим нормам, к среднему бизнесу относятся компании с оборотом до 2 млрд руб. в год, где работает не более 250 человек. «Но в отелях с оборотом 1,5 млрд руб. в год может работать больше людей»,— отмечает господин Кожевников. В Минэкономики “Ъ” не ответили.
Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф добавляет, что с дополнительными сложностями столкнулись курорты и гостиничные сети, которые оформили несколько отелей на одно юридическое лицо. «В какой-то момент они сделали это для удобства, но теперь это привело к большим сложностям: хотя фактически объектов несколько, формально они считаются единым крупным бизнесом, который не может получить поддержку»,— поясняет он. Несмотря на то что банки-кредиторы вряд ли будут банкротить эти структуры, добавляет топ-менеджер, уже сейчас ситуация очень негативно сказывается на персонале, который из-за отсутствия оборотных средств приходится сокращать или переводить на минимальную ставку.
Директор по стратегическому развитию «Красной Поляны» Ольга Филипенкова подтвердила “Ъ”, что на одно юридическое лицо зарегистрированы девять работающих на курорте отелей: по объемам речь идет уже о крупном бизнесе. Она добавила, что пока компания не получает господдержки, но уже направила властям свои предложения. В «Красной Поляне» рассчитывают на предоставление отелям Краснодарского края освобождения от обязательных платежей на все время простоя, налоговых каникул с первого квартала до истечения трех месяцев с отмены решения о приостановке работы, беспроцентных кредитов на зарплаты и пр.
Дополнительные риски для бизнеса несут рекомендации по организации работы средств размещения, сформулированные Роспотребнадзором.
По оценкам «Опоры России», в случае если документ не будет скорректирован, 50% российских гостиниц могут не возобновить работу. Речь прежде всего идет о бюджетных средствах размещения и хостелах, где комнаты не оборудованы отдельным туалетом и ванной комнатой. Кроме того, не все смогут позволить себе закупку необходимого оборудования и санитарных средств.
По оценкам Алексея Кожевникова, отелю на 30 номеров с выручкой 2,5–3 млн руб. в месяц придется единовременно потратить 500–800 тыс. руб., а средству размещения на 150 номеров с оборотом 10–11 млн руб.— 9 млн руб. «Мы берем в расчет выручку гостиниц при 50-процентной загрузке, но стоит учитывать, что сейчас в отелях она держится на минимальном уровне»,— указывает он.
По данным JLL, в Москве по итогам апреля средняя загрузка отелей была на уровне 11%, в Санкт-Петербурге — 3%. Руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова говорит, что в мае и начале июня показатели остаются на том же уровне. Во второй половине месяца, по ее прогнозам, загрузка в Москве может немного вырасти за счет приезжающих на парад официальных делегаций, а в июле и августе достичь уровня 15–20% за счет внутреннего туризма. Господин Деларофф считает, что заполняемость будет находиться на невысоком уровне до сентября. В целом за этот год, согласно его оценкам, отрасль может потерять 50% выручки.