Mail.ru Group потянуло к знаниям
Группа может приобрести долю в SkillFactory
Mail.ru Group получила в залог 40% в образовательном онлайн-сервисе SkillFactory и может стать его совладельцем. Весь актив, по экспертным оценкам, может стоить до 2 млрд руб. Mail.ru Group параллельно с «Яндексом», Сбербанком, «Северсталью» и Skyeng создает собственную экосистему на образовательном рынке. Группа уже приобрела доли в GeekBrains, Skillbox и «Алгоритмике».
Mail.ru Group получила в залог 40,4% в SkillFactory, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакса». Это доля одного из сооснователей компании Александра Ерошкина. Он уточнил “Ъ”, что SkillFactory «привлекает инвестиции», но отказался раскрывать детали, сославшись на соглашение. Близкий к Mail.ru Group источник подтвердил, что холдинг ведет переговоры о возможной сделке с SkillFactory. В пресс-службе Mail.ru Group отказались от комментариев.
SkillFactory работает с 2016 года и специализируется на обучении в сфере data science (наука о данных), big data (большие данные), программирования и разработки. Помимо доли Александра Ерошкина, 40,4% и 9,6% в компании принадлежат сооснователям Александру Турилину и Павлу Астафурову соответственно, а 6% — бывшему совладельцу образовательного холдинга «Нетология-групп» (контролируется «Северсталью» Алексея Мордашова) Максиму Древалю. Выручка SkillFactory в 2019 году составила 185 млн руб., сообщил господин Ерошкин. Проект уже сотрудничал с Mail.ru Group, в мае заключив с ней и НИТУ «МИСиС» соглашение о создании совместной онлайн-магистратуры.
Mail.ru Group уже несколько лет инвестирует в образовательные проекты. Компании принадлежат контрольные доли в онлайн-университетах GeekBrains и Skillbox, приобретенные в 2016 и 2019 годах соответственно. В октябре Mail.ru Group купила 11,7% в онлайн-школе программирования для детей «Алгоритмика». Выручка образовательного сегмента Mail.ru Group за первый квартал 2020 года «выросла в трехзначных числах» год к году, до 738 млн руб.
38,5 миллиарда рублей
достиг объем российского рынка онлайн-образования по итогам 2019 года (данные EdMarket)
Онлайн-сегмент рынка дополнительного b2c-образования составляет 13,5% от всего рынка дополнительного образования взрослых и оценивается в 19 млрд руб. по итогам 2019 года, говорилось в исследовании «Нетологии-групп». На обучение специальностям IT, «анализ данных», «информационные технологии» в онлайне приходится 2,2 млрд руб., а вместе с офлайн-сегментом — 4,9 млрд руб.
Консолидация сейчас основной процесс на рынке EdTech (образовательные технологии), отмечает сооснователь и гендиректор «Нетологии-групп» Максим Спиридонов (в целом о ситуации на рынке онлайн-образования “Ъ” подробно рассказывал 4 июня). Экосистемы и линейки образовательных продуктов на российском рынке выстраивают три корпорации — Mail.ru Group, «Яндекс» и Сбербанк,— а также независимый игрок Skyeng, который фокусируется уже не только на языковом обучении, добавляет он, «Нетология-групп» совместно с «Северсталью» имеют такие же амбиции.
На фоне растущего рынка инвесторы высоко оценивают образовательные проекты. Исходя из данных по выручке SkillFactory, компания может стоить до $30 млн (2,1 млрд руб.), считает управляющий партнер Leta Capital Александр Чачава. Сейчас мультипликатор для таких проектов очень высок, подтверждает аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. По его подсчетам, SkillFactory можно оценить в 1,6–2,2 млрд руб.
У нишевых продуктов, таких как SkillFactory, есть сильные и слабые стороны: с одной стороны, их специализация вызывает больше доверия экспертизе, с другой — широкая аудитория о таком проекте может и не узнать, отмечает Максим Спиридонов. Но направления, в которых работает SkillFactory, очень востребованы бизнесом, указывает он. Сейчас в США очень высокий спрос на программистов и специалистов по data science, даже появляются проекты, нацеленные на удаленное привлечение специалистов из Восточной Европы, а в обучение сотрудников готовы вкладывать крупные корпорации, подтверждает Александр Чачава. Вузы же, считает Леонид Делицын, не могут обучать специалистов по big data и data science, так как в целом не приспособлены давать узкопрофессиональное образование.
Парта — наш рулевой
Кто и как пытается удовлетворить возросший спрос на онлайн-обучение школьников