ГЭСсектор меняет управляющего
Николай Шульгинов покинет пост гендиректора «РусГидро»
Как выяснил “Ъ”, в сентябре после истечения пятилетнего контракта Николай Шульгинов покинет пост главы «РусГидро». Конкретных претензий у правительства нет, решение об уходе собеседники “Ъ” называют «взаимно добровольным». Со сменщиком государство пока не определилось. Есть несколько основных кандидатов, среди них — бывший топ-менеджер компании Джордж Рижинашвили, действующий заместитель главы «РусГидро» Виктор Хмарин и депутат Госдумы Денис Кравченко.
Гендиректор «РусГидро» Николай Шульгинов покинет компанию после истечения пятилетнего контракта в сентябре 2020 года, рассказали источники “Ъ”. По словам одного из них, это «обоюдное» решение как со стороны правительства и администрации президента, так и со стороны самого господина Шульгинова. В «РусГидро» отказались от комментариев.
Николай Шульгинов возглавляет государственное «РусГидро» (владеет большинством российских ГЭС и дальневосточной энергетикой) с сентября 2015 года. Многие собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что топ-менеджер был «креатурой силовых структур» и назначался «для стабилизации ситуации и улучшения контроля над расходованием бюджетных средств на строительство новой дальневосточной генерации» после ухода и последующего ареста Евгения Дода. До этого в течение многих лет Николай Шульгинов занимался диспетчерским управлением энергосистемой в «Системном операторе».
Топ-менеджеру 69 лет, в отрасли его считают профессиональным энергетиком «старой закалки» и «технарем», далеким от бизнеса. Господин Шульгинов, хоть и с задержкой, справился с затянувшимся строительством четырех ТЭС на Дальнем Востоке — последняя станция в Советской Гавани должна быть введена в сентябре. Запущены Нижне-Бурейская ГЭС и Зарамагская ГЭС. Последним крупным достижением команды господина Шульгинова стало включение дальневосточной генерации в программу модернизации старых ТЭС.
Но финансовую политику «РусГидро» можно назвать скорее консервативной. Команде господина Шульгинова так и не удалось добиться существенного роста капитализации. В сентябре 2019 года «РусГидро» и ВТБ пересмотрели условия форвардного контракта, заключенного в 2017 году для рефинансирования долга проблемных дальневосточных активов, для которых так и не удалось добиться принятия долгосрочных тарифов и включения в них инвестсоставляющей. Срок форварда продлен до мая 2025 года из-за снижения стоимости акций и отсутствия покупателя на пакет ВТБ (13%). После ухода господина Шульгинова, как полагает ряд источников “Ъ”, может быть вновь поднят вопрос перегруппировки дальневосточных активов, против которой выступал Николай Шульгинов (см. “Ъ” от 14 января).
За пост главы «РусГидро» уже началась неофициальная борьба, но преемник еще не выбран, утверждают собеседники “Ъ”.
В главном списке три кандидата — действующий заместитель главы «РусГидро» Виктор Хмарин (сын однокурсника президента РФ Виктора Хмарина), депутат Госдумы Денис Кравченко, чью кандидатуру предлагает силовой блок, и бывший топ-менеджер «РусГидро» Джордж Рижинашвили, недавно вошедший в совет директоров компании. Последнего поддерживает ВТБ, а в администрации президента существенных возражений нет. Впрочем, до принятия решения есть еще как минимум несколько месяцев, и могут появиться новые претенденты, замечает один из собеседников “Ъ”, знакомых с ходом обсуждения.
В списке второстепенных кандидатов — глава МРСК Центра Игорь Маковский, замминистра энергетики Анатолий Тихонов, заместитель главы ФАС Виталий Королев. Несколько месяцев назад на рынке ходили слухи, что интерес к посту проявляет бывший глава ФСК Андрей Муров, но недавно он был назначен исполнительным директором «Россетей».
За пять лет «РусГидро» добилось существенного сокращения расходов, сдвинуло с мертвой точки и фактически заканчивает проекты на Дальнем Востоке, первым среди госкомпаний сектора перешло к выплате 50% чистой прибыли в виде дивидендов, перечисляет Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Но, подчеркивает он, основная проблемная зона — Дальний Восток — продолжает отнимать существенную часть ресурсов: списания по этим активам почти обнулили прибыль компании в 2019 году, сделав ее самой низкой за пять лет.