«Пандемия дала нам уникальный опыт для развития бизнеса»
Директор медиагруппы «Центр» Анастасия Власова о переводе бизнес-процессов в онлайн и уроках из ситуации с коронавирусом
Введенные из-за коронавируса ограничения непосредственно повлияли и на деятельность СМИ. Медиагруппа «Центр» начала процесс перевода сотрудников на удаленный режим работы заблаговременно, освоила новые форматы, однако пришлось команде оперативно реагировать и на падение доходов медиагруппы из-за сокращения рекламных бюджетов партнеров. Тем не менее, был запущен уникальный проект «Ижевск вместе», который стал хорошей поддержкой для малого и среднего бизнеса. Директор медиагруппы «Центр» Анастасия Власова рассказала о том, как удалось перевести бизнес-процессы в онлайн и какие уроки крупнейший медиахолдинг Удмуртии вынес из ситуации с пандемией.
— Все последствия пандемии для бизнеса еще предстоит осознать. Как крупнейший медиахолдинг региона переживает этот непростой период?
— Каким бы тяжелым ни был кризис, многое всегда зависит от наших действий. Сейчас я понимаю, что начинать их нужно было сразу, как только стали понятны масштабы эпидемии. Мы приняли решение о переходе на удаленную работу еще за неделю до ее официального введения, но все равно надеялись, что все как-то решится само собой. Поэтому апрель, хотя и был еще частично рабочим месяцем, ударил по нам в плане снижения продаж довольно сильно. Когда стало очевидно, что в таких условиях придется долго жить и работать, мы оперативно взялись за антикризисные меры. Ежедневно собирался штаб, на котором вырабатывали план действий и обсуждали их реализацию.
Интересы сотрудников всегда были для медиагруппы на первом месте. Команда — это главная ценность компании. Поэтому морально мне было очень тяжело решиться на непопулярные меры — закрытие некоторых проектов и сокращение части штата, оптимизацию фонда заработной платы. Но поскольку речь шла о выживании для всего холдинга, другого выбора просто не было. При этом некоторые решения — например, в апреле полностью выплатили все зарплаты с премиальной частью — были не совсем в пользу бизнеса. Но в тот момент важнее было поддержать людей, взять первый удар на себя.
Мы разработали жесткий план действий и в течение двух недель переводили медиагруппу в режим работы онлайн, оптимизировали затраты, закрывали низкодоходные направления. Сейчас можно уже уверенно сказать, что этот план себя оправдал. В мае нам удалось стабилизировать финансовую ситуацию.
Нужно отдать должное всей нашей команде. Ребята с пониманием отнеслись к вынужденным мерам, разделили позицию руководства, что нужно обязательно сохранить компанию. С финансовой точки зрения было тяжело, но мы выстояли. Сокращение зарплат в большей степени коснулось руководителей, чем линейного персонала. Мы составили базу кредитных обязательств сотрудников, чтобы видеть финансовую ситуацию по каждому человеку. И учитывали ее при принятии решений. Ввели отсрочки на все платежи в рамках нашей внутренней программы лояльности.
Сокращаемых сотрудников мы тоже не бросили — помогали им с трудоустройством и рекомендациями. Отлично, что большую их часть «разобрали» практически сразу. Это еще раз подтверждает высокий профессиональный уровень и востребованность наших людей на рынке.
Только цифры
Итоги проекта «Ижевск вместе»:
— разместили на радио рекламу 84 компаний, представляющих самые разные сферы малого и среднего бизнеса,
— записали для них 30 роликов,
— информация о более 50 компаниях прозвучала в устных выходах ведущих на радио «Адам»
— 230 партнеров опубликовали информацию о своих услугах в группах «Адама», «Нашего Радио», «Комсомолки», Ижлайфа в «ВКонтакте».
— Как вы оцениваете помощь власти бизнесу? Были ли принятые меры эффективны?
— Мне сложно сказать за весь бизнес. Ситуация в разных отраслях сильно отличается. Но в целом от власти хотелось бы более быстрых и решительных действий. Особенно на первоначальном этапе, когда было много обещаний, но мало реальной поддержки. Мы очень ждали каких-то действенных инициатив от федерального центра. Ведь у него, в отличие от местных властей, были и есть все необходимые ресурсы для помощи бизнесу. Но в итоге эту помощь выделили далеко не сразу. Сейчас, например, компании из отраслей, признанных наиболее пострадавшими, если им удалось сохранить 90% штата, могут получить субсидию в размере МРОТ на каждого сотрудника. Надеюсь, эти меры будут продлены и расширены. Для многих бизнесов это вопрос выживания.
Нам также очень помогли отсрочки и снижения ставок по ряду налогов, принятые на федеральном и региональном уровне. Очевидно, что в регионах возможности и ресурсы власти сильно ограничены, поэтому на какую-то особую поддержку мы и не рассчитывали. Отмечу, что ответственные за бизнес республиканские чиновники — например, первый вице-премьер Александр Свинин — с самого начала всей этой ситуации открыты к общению, находятся с предпринимательским сообществом в постоянном контакте и оперативно рассматривают предложения по возможным мерам поддержки.
Я очень благодарна за помощь нашим партнерам и клиентам. Со всеми федеральными издателями и вещателями удалось договориться на снижение регулярных платежей на период ограничений. В сложный период с нами продолжили работу и многие наши постоянные клиенты. Спасибо им — такое сотрудничество очень вдохновляет!
— Как в компании перестраивали работу редакций и других подразделений, считаете ли вы удачным переход на удаленку?
— Для нас это был уникальный и очень полезный опыт. И мы точно будем его использовать в дальнейшей работе. Как оказалось, офис нам не особо и нужен, если только для представительских целей и офлайн-мероприятий. Все остальное можно делать удаленно. Когда начал работать наш антикризисный штаб, мы нарисовали схемы дистанционной работы, распределили функционал, собрали информацию по сотрудникам — кому какая техника нужна дома. Затем был этап подключения и настройки, наши технические специалисты разработали инструкции, помогали и консультировали. На удаленку уходили поэтапно — сперва сотрудники, потом руководители. К новому режиму работы люди привыкали постепенно. Сначала, конечно, был достаточно сложный период, когда нужно было научиться работать в окружении детей и родственников. Я как мама двоих сыновей-непосед все это испытала на себе — за день нужно и рабочие задачи решить, и совещания провести, и семью накормить, и детей занять. По этому направлению очень активно отрабатывал возникающие проблемы наш HR-отдел. Они и лайфхаки по удаленной работе подбирали, и пробовали онлайн-занятия для детей проводить, чтобы немного разгрузить родителей, и зарядку по Zoom наши отделы поочередно друг для друга делали. В общем, было необычно и весело. Но в итоге многие сотрудники признали, что дома работы еще больше, чем в офисе. И я с ними согласна.
Постепенно все вошло в нормальный режим, мы наладили все рабочие процессы. Поскольку ситуация менялась очень быстро и у сотрудников был определенный дефицит информации, я стала каждую пятницу проводить онлайн-встречу для всего коллектива. Честно рассказывала о положении дел, отвечала на вопросы, старалась успокоить и подбодрить коллег. Это оказалось очень хорошей практикой, вызвало у сотрудников положительную реакцию, думаю, такие встречи мы продолжим и в послекарантинный период.
Удивительно, но сама по себе удаленная работа оказалась намного эффективнее обычной. Не тратится время на дорогу и сбор людей, совещания проходят быстрее и конструктивнее.
Если говорить про работу редакций, то мы сразу создали группу, нацеленную на развитие видеотрансляций в Zoom. И довольно быстро перевели на эту платформу все мероприятия. У такого формата также оказалось множество преимуществ по сравнению, например, с обычными круглыми столами в пресс-центре. Можно подключать участников из любого города по всему миру, и аудитория мероприятий намного шире. Одна из последних наших трансляций, к примеру, набрала 150 тыс. просмотров. Уже есть интерес и коммерческих заказчиков к таким онлайн-активностям, это очень перспективное направление. Кстати, для рекламных служб и бухгалтерии режим карантина тоже оказался полезен — в обычных обстоятельствах мы бы вряд ли так быстро и организованно перешли на электронный документооборот. А тут деваться уже было некуда.
— В период, когда всем было тяжело, медиагруппа тем не менее нашла возможность помочь другим отраслям и начала размещать рекламу бесплатно. Как возникла эта идея и каким был отклик?
— С началом всей этой ситуации мы постоянно думали о том, чем можем помочь своим клиентам. И вот на одном из штабов наш коммерческий директор Антон Демин озвучил идею бесплатно размещать рекламу небольших компаний, которые сильно страдают от падения продаж. Так родилась акция «Ижевск вместе» — мы предложили малому и среднему бизнесу бесплатную рекламу на радио, а также открыли для размещения объявлений свои группы в соцсетях. Их суммарная аудитория превышает 200 тыс. человек. Наше предложение оказалось очень востребованным и вызвало ажиотаж. В первые дни телефоны просто разрывались. Всего поступило больше 300 заявок. Как и предупреждали заранее, кому-то мы отказали, поскольку компании были достаточно крупные или не из самых пострадавших отраслей. Отработать все заявки оказалось непросто, и мы продлили эту акцию с двух недель до месяца. Мы сделали такой проект первыми в стране и отлично, что сейчас и некоторые федеральные СМИ стали повторять подобные предложения. Это важно для выживания малого бизнеса, которому сейчас очень непросто.
— Как вы оцениваете ситуацию по экономике в целом и каковы ваши прогнозы по выходу из кризиса?
— По экономике самая тяжелая ситуация, думаю, у сферы услуг, туризма и общепита. Небольшие кафе прогнозируют, что просто больше не откроются. Старожилы бизнеса говорят, что ситуация сравнима с кризисом 1998 года, когда после дефолта многим пришлось начинать практически с нуля и потихонечку снова расти. Просто рухнул сегмент массовых мероприятий. Для нас это тоже ощутимая потеря — в последнее время мы хорошо прокачались в организации и проведении спортивных и городских праздников.
Но в целом, к счастью, многие отрасли постепенно оживают. Мой прогноз — что к осени все начнет работать в нормальном режиме, конечно, с учетом новых требований по безопасности. Но на докризисные показатели бизнес вернется не так скоро, в лучшем случае — в конце года.
Полная версия интервью Анастасии Власовой
Медиагруппа «Центр» – крупнейший медиахолдинг Удмуртии, созданный в 2006 году. В состав медиагруппы входят восемь успешных проектов и подразделений: газета «ЯСНО!» (12+), портал IZHLIFE.RU (18+), радио «Адам» (12+), рекламное агентство, детская школа радио «Говорун FM» (временно приостановлена до снятия карантина) и прочих, так и партнерских – сайт «Коммерсантъ» (16+) в Удмуртии, радио и сайт «Комсомольская правда» (18+), «НАШЕ Радио» в Ижевске (12+).
Медиагруппа «Центр» много лет плодотворно сотрудничает с ведущими федеральными медиаструктурами, в числе которых издательские дома «Комсомольская правда» и «Коммерсантъ», «НАШЕ Радио». В 2017 году компания стала лучшим региональным медиахолдингом страны в престижной премии России в сфере медиабизнеса - «Медиа-менеджер России».
В 2019 году Медиагруппа «Центр» провела ряд образовательных программ, например, бизнес-семинары с участием Ильи Балахнина, Андрея Кулинича, Александра Сазановича, Андрея Горнова и прочих. Также в прошлом году запустили успешный проект «Я говорю» для взрослых и в мае 2020 года один из курсов прошел в онлайн-формате. Был разработан курс «Профессии будущего», который поможет старшеклассникам выбрать свое будущее, определиться с вузом и специализацией.
В состав медиагруппы входит рекламное агентство, которое занимается решением маркетинговых задач клиентов «под ключ»: анализ и разработка рекламных кампаний, SMM, управление репутацией, организация мероприятий, консалтинг. В 2018 году агентство получило награду в конкурсе «Медиа-менеджер России-2018» в номинации «Лучшее региональное агентство России».