Аттестат для ревизора
Российских аудиторов будут учить по-новому
Одним из драйверов развития аудиторской отрасли является постоянный приток высокопрофессиональных кадров, чему способствует получение квалификационного аттестата аудитора. С 31 марта в России будет сдаваться новый тип профессионального экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, дающий право на осуществление аудиторской деятельности. Разработку нового экзамена осуществляла Единая аттестационная комиссия под руководством Минфина России по поручению правительства РФ.
По мнению профессора РЭУ им. Г. В. Плеханова и главного методиста Единой аттестационной комиссии доктора экономических наук Натальи Казаковой, данный проект может считаться инновационным, так как создает собственную национальную систему квалификационной аттестации аудиторов, полностью соответствующей требованиям международных стандартов образования аудиторов к компетенциям аудиторских кадров.
Необходимость нового подхода к аттестации аудиторов подтверждается исследованиями крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний, в том числе проводимыми по инициативе Минфина России, а также глобальным отчетом МФБ за 2019 год (International standards: 2019 global status report).
Цифровизация и усложнение хозяйственных процессов, развитие и повсеместное внедрение информационных технологий вносят изменения в бизнес-модели компаний, требуют интеграции и появления новых компетенций у аудиторов, поэтому, как сказано в отчете МФБ, «аудиторам нужно быстро развиваться и адаптироваться».
Новый квалификационный экзамен является модульным, компетентностно ориентированным и многоуровневым, проводимым в три этапа. Он направлен на комплексную оценку знаний, умений и навыков будущих аудиторов, включая довольно новые и востребованные в цифровой экономике компетенции в области информационных технологий и онлайн-образования.
Первый этап предполагает оценку базовых компетенций претендентов по пяти модулям в форме онлайн-тестирования. В новой модели экзамена в дальнейшем рассматривается возможность получения претендентами зачетов отдельных модулей первого этапа на основе диплома высшего образования. Второй этап включает шесть модулей, организованных в форме письменного экзамена в компьютерной среде, на котором проверяются углубленные профессиональные навыки по каждому модулю. Экзамен на втором этапе предусматривает выполнение практических, ситуационных заданий на оценку компетенций, необходимых будущему аудитору при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью.
Третий этап экзамена проводится в форме комплексной задачи и воспроизводит практическую ситуацию, в которой претендент должен выступить в роли аудитора. Решение комплексной задачи требует от претендента владения компетенциями всех модулей второго этапа, а также использования профессиональных навыков, необходимых аудитору в конкретной ситуации для целей проверки способности учета влияния всех обстоятельств на выполнение аудиторского задания и составления аудиторского заключения.