Пандемия оптимизирует кадры
Как изменился рынок труда из-за коронавируса
Каждый второй работающий россиянин из-за пандемии может потерять часть доходов или лишиться работы. Эксперты РАНХиГС определили профессиональные группы, которые находятся под особым риском. В уязвимом положении находится 50% рынка труда — порядка 35 млн человек. Сложнее всего придется работникам в сфере транспорта, связи, туризма, культуры и развлечений.
Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон добавляет в группу риска всех, кто задействован в индустрии предоставления услуг. В этой отрасли уже много увольнений, и восстановить кадры будет непросто, считает эксперт: «Среди секторов, которые наиболее подвержены всем рискам — естественно, сфера услуг.
Поскольку она предполагает непосредственный контакт с потребителем, социальное дистанцирование здесь крайне осложняет ситуацию.
Люди, которые там работают, а их очень много, теряют в доходах или остаются без работы. В условиях карантина и самоизоляции они оказываются вне игры. Но жизнь будет возвращаться в нормальное русло. Эти предприятия будут открываться, люди будут пользоваться их услугами. Однако сам процесс может быть достаточно долгим. На этом пути могут быть свои потери и довольно большие».
К наиболее уязвимым работникам эксперты РАНХиГС относят также самозанятых, индивидуальных предпринимателей и так называемых неустойчиво занятых, то есть работников с серыми заработками или зарплатой ниже прожиточного минимума. Но на эту категорию работников давит и другая тенденция — автоматизация рынка труда. Пандемия только ускорит процесс передачи некоторых функций от человека роботам, убежден директор Центра социологических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Виктор Вахштайн:
«Пандемия подхлестнет автоматизацию. Алгоритмы начнут брать на себя функцию HR с наймом и увольнением сотрудников. Кроме того, роботы просто отберут конкретные рабочие места. Это замещение больше коснется не низкооплачиваемых, неквалифицированных работников, потому что их труд все еще дешевле роботов, и не высокооплачиваемых сотрудников, просто потому что их невозможно заменить алгоритмом. Левые социологи и экономисты чаще отмечают, что все будет ровным счетом наоборот. Как мы это видели в случае с выводом производств в страны третьего мира, точно так же и здесь — наиболее пострадавшими окажутся самые угнетенные слои населения, независимо от их квалификации, поскольку их труд гораздо проще роботизировать. В России эффект автоматизации и страх из-за этого гораздо ниже, чем в Европе и Штатах».
Эксперты отмечают, что в некоторых регионах риски для работников особенно велики. Это касается в первую очередь Краснодарского и Ставропольского краев, Волгоградской, Нижегородской, Пензенской и Новосибирской областей. Но для новых безработных все же есть план спасения. Пандемия дала толчок к развитию целых направлений. Директор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович рассказал о наиболее устойчивых сферах: «Во-первых, это сферы, связанные с продажами в любой форме, а также логистика, которая будет расти.
Это произойдет по двум причинам: первая — люди почувствовали вкус получения разных услуг и товаров на дому, вторая — многие разорванные производственные цепочки нужно восстанавливать и выстраивать по-новому.
IT и машиностроение также будут популярны. Машиностроение во многом связано с военно-промышленным комплексом, который будет продолжать развиваться. Кроме того, будет необходимость восстановления ряда потерянных производств. Довольно эффективно, например, сейчас развивается сельскохозяйственное машиностроение».
От каких сотрудников отказываются компании
Риски потери работы во многом зависят от пола, возраста, уровня образования и места проживания работников. Так, наиболее уязвимыми считаются молодые работники до 30 лет. Небольшой опыт усложнит им и поиск новой работы. В группе молодых специалистов большему риску подвержены женщины. В более возрастных группах уровень уязвимости занятости снижается, но лишь до границ предпенсионного возраста. Еще до пандемии Минтруд прогнозировал увеличение безработных предпенсионеров более чем в полтора раза в этом году — до 150 тыс. человек. На плаву останутся, пожалуй, только бюджетники, где занятость считается устойчивой.