«Единственное лекарство — рыночные реформы»

Дмитрий Дризе — об ограничении зарплат глав госкорпораций

Государство озаботилось зарплатой своих топ-менеджеров. Как стало известно “Ъ”, правительство обсуждает идею ограничить вознаграждение главам госкорпораций. В частности, речь идет о том, чтобы доходы таких руководителей не превышали трех зарплат премьер-министра России. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе не испытывает оптимизма относительно подобных начинаний.

Фото: Эмин Джафаров, Коммерсантъ

Большие доходы глав госкорпораций — это давняя проблема, которую неоднократно пытались решать, но все усилия оказывались тщетными. Поэтому надежда на какие-либо подвижки невелика, хотя бы потому, что вопрос намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. К тому же зарплаты — это лишь малая часть айсберга. Даже при неглубоком погружении в тему всплывает очень много интересного — например, офисы-дворцы, люксовые иномарки, залы приемов с антикварной мебелью.

Достаточно вспомнить нашумевшую историю с офисами Пенсионного фонда, который, как мы знаем, находится в сложной финансовой ситуации. Но это не мешает ему обустраивать рабочие места для своих сотрудников, не стесняясь в средствах. При этом ответ на все упреки является универсальным: мы из сметы не выходим, все у нас по закону. Сколько фондом отпущено, столько и используем, ни одной лишней копейки не тратим.

Что касается, собственно, зарплат, Владимир Путин весной комментировал эту тему в разговоре с журналистом Андреем Ванденко. Последний все недоумевал, как так получается, что государственные топ-менеджеры получают по миллиону в день. Президент согласился, что, да, его это тоже коробит, хотя сумма, конечно, не такая, а все-таки поменьше. Но, тем не менее, госкомпании вынуждены нанимать иностранных менеджеров и платить им вознаграждение по мировым расценкам, а это очень большие деньги. Но начальство же должно получать больше — вот так все и срастается.

Иными словами, наверху признают как наличие проблемы, так и то, что с этим надо что-то делать.

Тем более что на дворе кризис — нужно быть как-то поскромнее. И вот появились очередные неофициальные предложения со ссылкой на источники. В частности, изучается возможность установить потолок вознаграждения топ-менеджерам на уровне трех минимальных зарплат премьер-министра, то есть не более 30 млн руб. в год. Исключения возможны, но по личному решению первого лица.

Нетрудно сделать вывод о неочевидности данной меры. По идее, как должно быть? Если управленец приносит пользу, значит, он должен получать соответствующее вознаграждение. Заработал для государства — получи по справедливости свой процент. Есть такое модное слово — KPI. Казалось бы, что может быть проще? Весь цивилизованный мир так работает: каждый работник должен быть мотивирован. Так-то оно так, да не совсем. Что вы скажете, если та или иная госкорпорация в целом неэффективна, но ее руководитель выполняет архиважную и ответственную работу — удерживает на плаву то, что удержаться не может, вернее, не должно, а он удерживает? Это ведь дорого стоит. На это и миллиона в день не жалко.

Кроме того, в современной России госкорпорации нельзя назвать хозяйствующим субъектом в чистом виде. Ведь зачастую они решают помимо основной деятельности большие социальные, а то и политические задачи. Строят крупные объекты, поднимают большой спорт, подпирают собой федеральный бюджет. Глава такой компании — это уже не просто какой-то руководитель, он будет поважнее федерального министра. Какой ему KPI? Его вклад в экономику в цифрах не выразить. И что же, прикажете ему установить оклад согласно штатному расписанию? Смешно просто.

Выход один — повышать эффективность системы в целом.

Чтобы каждая корпорация занималась своим делом и чтобы были просто офисы для эффективной работы, а не дворцы в рамках непонятно какой сметы. Ну, и еще неплохо бы вспомнить старый как мир принцип: государство — не всегда хороший собственник. В том числе и поэтому это понятие не имеет твердой трактовки, дает повод чиновнику сказать: государство — это я, и мне все можно.

Как предлагали увязать размер вознаграждений топ-менеджеров госкомпаний с достижением показателей эффективности

Смотреть

Единственное лекарство — рыночные реформы. По-другому не получится. Так и будут госменеджеры по миллиону в день получать.

Вся лента