Евросоюз решает, как помочь самому себе
Страны-участницы продолжают переговоры по созданию фонда восстановления экономики
Страны Евросоюза пытаются согласовать создание фонда восстановления экономики на сумму €750 млрд. С таким предложением ранее выступила Еврокомиссия. Фонд призван обеспечить финансовую поддержку экономического развития европейских стран в долгосрочной перспективе. Однако разногласий слишком много, и пока неясно, смогут ли страны—члены ЕС прийти к единому мнению до саммита Евросоюза, намеченного на 19 июня.
Страны Евросоюза продолжают переговоры по созданию фонда восстановления экономики ЕС после пандемии. «Нам нужно достигнуть соглашения по этому вопросу как можно быстрее. В экономическом плане это будет лучшая вакцина от коронавируса»,— заявил в конце прошлой недели вице-председатель Еврокомиссии Валдис Домбровскис на онлайн-конференции. Речь идет о целевом фонде в размере €750 млрд — Еврокомиссия представила его проект 27 мая под заголовком «ЕС нового поколения».
По плану Еврокомиссии, эти средства займут на международных финансовых рынках под гарантии ЕС и направят странам-членам в виде грантов и кредитов на восстановление экономики в 2021–2027 годах и финансирование проектов в различных отраслях, включая альтернативную энергетику, транспорт, цифровую экономику.
Напомним, на прошлой неделе Евросоюз запустил программу кредитования государств и компаний в рамках пакета экстренных мер на €540 млрд — этот план поддержки европейской экономики стал настоящим прорывом, согласовать его на уровне министров финансов стран-участниц удалось еще в начале апреля. «До недавнего времени €540 млрд — это была единственная сумма, о которой объявили наднациональные структуры Евросоюза и о выделении которой было принято окончательное решение. €100 млрд из них должны быть выделены на борьбу с безработицей»,— пояснила “Ъ” доцент МГИМО, завсектором международных валютно-финансовых отношений отдела глобальных экономических проблем и внешнеэкономической политики ИМЭМО РАН Елена Сидорова.
В течение двух с половиной лет помимо этих €100 млрд от Еврокомиссии (за счет которых, в частности, помогут самозанятым и компаниям, которые пытаются избежать сокращений) еще €200 млрд, выделенные Европейским инвестиционным банком, пойдут на кредиты для малых и средних предприятий, €240 млрд будут вложены в сферу здравоохранения через Европейский стабилизационный механизм. Страны—участницы ЕС, воспользовавшиеся кредитом Стабилизационного фонда ЕС и направившие средства на профилактику и лечение коронавируса, смогут вернуть деньги в течение десяти лет.
Новый целевой фонд в размере €750 млрд должен, в свою очередь, обеспечить не экстренную, а долгосрочную финансовую поддержку.
«Уникальность нового предложения Еврокомиссии в том, что оно связано с Общим бюджетом ЕС, а для многих стран ЕС это нелюбимая и проблемная тема: выходит, что одни страны вечно вкладываются в Общий бюджет, а другие — больше получают из него средства. Общий бюджет у стран ЕС существует с 1957 года, но до недавнего времени страны вносили в него чуть больше 1% валового национального дохода. Сейчас обсуждается новая многолетняя финансовая программа ЕС на 2021–2027 годы, и там уже с учетом "Брексита" и прочих вызовов была идея этот потолок немного поднять, несмотря на то что до сих пор любое подобное предложение каждый раз натыкалось на мощный национальный отпор»,— говорит Елена Сидорова.
Действительно, договориться о порядке финансирования лидеры ЕС, по данным агентства Reuters, предварительно пытались еще в апреле — однако согласовать детали до сих пор не удалось. Как заявил исполнительный вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис, четырьмя главными получателями поддержки станут Италия, Испания, Польша и Греция. Неудивительно, что в ходе предварительных консультаций идея «повесить» на Евросоюз общий долг натолкнулась на противостояние: четыре страны, прозванные «бережливыми»,— Нидерланды, Австрия, Швеция и Дания — в ходе предварительных консультаций выступили с предложением отказаться от грантов (то есть безвозмездного выделения средства), а выдавать средства из фонда только в виде кредитов.
«Это четверка в числе дюжины стран ЕС, чьи взносы в бюджет больше той суммы, которую они из бюджета ЕС получают,— отмечает госпожа Сидорова.— И возможно, они опасаются, что Еврокомиссия, однажды подняв потолок Общего бюджета до 2%, потом не захочет его опускать. Однако, учитывая все предостережения со стороны Еврокомиссии, можно предположить, что опасения властей этих стран связаны не столько с реальным риском увеличения взносов, сколько с мыслью, что налогоплательщики этой схемы не поймут и не проголосуют за них вновь».
На прошлой неделе поддержать план в его нынешнем виде отказалось и правительство Финляндии.
Как отмечает Financial Times, недовольство некоторых стран-участниц вызывают и критерии, по которым страны смогут получить финансовую поддержку: это общий и подушевой объем ВВП, а также уровень безработицы в 2015–2019 годах — то есть показатели, не связанные напрямую с пандемией. Доработки плана потребовали и в Бельгии, Ирландии, Литве и Венгрии.
По словам Елены Сидоровой, в Еврокомиссии понимают, насколько страны устали от постоянных предложений расширить Общий бюджет — в основном за счет национальных взносов. «Поэтому на этот раз Еврокомиссия хотя и предлагает формально поднять потолок до 2% валового национального дохода, но, во-первых, предлагает сделать это временно, а во-вторых, реальные расходы стран на взносы не увеличивать, а взять кредиты на внешних рынках под гарантии Еврокомиссии на наиболее выгодных условиях. То есть Брюссель фактически говорит: эти деньги не будут собираться лично с каждого, это то, что мы займем на внешних рынках под гарантии Евросоюза»,— отмечает она. «Примечательно, что все эти инициативы Еврокомиссия увязывает не просто с борьбой с кризисом, а с долгосрочными перспективами развития Евросоюза: построением зеленой экономики, экономики полного цикла и другими целями»,— подчеркивает Елена Сидорова.
Эксперт также напомнила, что бюджет ЕС формируется как из прямых взносов стран-участниц, так и из европейских наднациональных источников, именно из них планируется возвращать заимствования. Причем если потратить средства планируется в 2021–2024 годах, то возвращать — только с 2028 по 2058 год и так, чтобы, как подчеркивают в Еврокомиссии, тяжесть выплат не легла на плечи стран-членов, а пришлась на новые наднациональные доходы (в том числе за счет сверхдоходов от торговли квотами на эмиссию парниковых газов или общеевропейского налога на крупные высокотехнологичные компании цифровой отрасли с оборотом более €750 млн).
«То, что эти средства идут из бюджета ЕС,— это принципиально новая вещь, и это проявление солидарности Евросоюза, в то время как раньше на такой механизм некоторые страны смотрели с подозрением, особенно на севере Европы. Некоторое сопротивление сохраняется, но оно касается уже не концептуальной стороны этого фонда, а условий и модальности выделения этих средств. Эти вопросы разрешатся путем переговоров»,— заверил журналистов посол Италии в Москве Паскуале Терраччано. «Таким образом, ситуация, которая могла бы привести едва ли не к экзистенциальному кризису Евросоюза, обернулась тем, что страны ЕС, в том числе благодаря политической дальновидности некоторых лидеров, нашли в себе силы, чтобы сделать шаг вперед»,— отмечает дипломат.
Теперь будущее фонда восстановления, а также следующий бюджет ЕС на 2021–2027 годы лидеры стран Евросоюза обсудят на онлайн-саммите 19 июня.
«Председатель Евросовета, следуя консультациям, проведет 19 июня Европейский совет посредством видеоконференции. В повестке дня — долгосрочный финансовый план и фонд восстановления»,— заранее объявили в Брюсселе. Как ожидается, уже следующий за ним саммит пройдет в очном формате — именно там может быть принято окончательное решение на уровне лидеров ЕС, и при условии единогласной поддержки проект передадут на согласование в национальные парламенты и Европарламент.