Возвышенные меры безопасности
Государственные учреждения культуры могут вернуться к работе
Министр культуры Ольга Любимова подписала приказ, согласно которому федеральные учреждения культуры должны начать поэтапный выход из режима ограничений. Уже с 9 июня они смогут приступить к полноценной работе в тех регионах, где отменен режим самоизоляции,— а значит, и в Москве.
Еще 6 июня, общаясь с деятелями культуры, президент Владимир Путин, казалось, расхолаживающим образом прокомментировал реплики Валерия Гергиева, который настаивал на том, что балетным и оперным артистам надо вернуться к репетиционной работе: «Отработав сегодня во что бы то ни стало неделю или две, потерять работоспособность и профессию на всю оставшуюся жизнь было бы очень печально». Но уже 8 июня, после неожиданного решения Министерства культуры о поэтапном выходе из режима ограничений, желанное возвращение стало выглядеть чуть более реалистично.
Однако ключевое слово в данном случае — «поэтапный».
Никто не ждет, что музеи, театры, концертные залы уже 9 июня начнут пускать публику, тем более что у театров, например, сезон уже завершился.
Во-первых, никаких сколько-нибудь подробных и официальных инструкций, где определенно формулировались бы новые санитарные правила посещения музея, выставки, концерта или спектакля, пока не опубликовано. Есть прецедент с книжным фестивалем «Красная площадь» (куда публику решено было пускать в ограниченных количествах и по сеансам), есть соображения о необходимости выдерживать дистанцию, измерять температуру и т. д., однако ситуация меняется — и, как показали события 8 июня с внезапной отменой самоизоляции в Москве, меняться может довольно быстро.
Во-вторых, моментально вернуться к обыкновенному режиму существования не получится ни у кого.
Сделать это будет непросто не только закрывшимся на лето театрам, но и музеям, которые потратили изрядное время на перестройку своего существования на «коронавирусные» рельсы, а сейчас должны будут постепенно отыгрывать эти меры, да еще вводить непривычные для всех меры безопасности.
Так, в ГМИИ имени Пушкина “Ъ” сообщили, что хранители, инженеры, работники службы безопасности, реставраторы очным образом работали в музее на протяжении всего периода самоизоляции; одновременно музей придумывал и запускал многочисленные онлайн-проекты. Но теперь музею нужно время на техническую подготовку к открытию. «Уже больше месяца мы активно обсуждаем все нюансы работы в новых условиях, продумываем необходимые меры безопасности»,— сообщили в пресс-службе ГМИИ. Пока музей рассчитывает принять первых посетителей через месяц, 10 июля.
Что касается артистических коллективов, то их творческие работники зачастую находятся в настоящий момент в вынужденном отпуске — и, в отличие от сотрудников администрации и технических служб, вряд ли выйдут из него незамедлительно. Директор Московской государственной академической филармонии Алексей Шалашов подтвердил “Ъ”, что творческие коллективы филармонии сейчас находятся в отпуске и начнут планировать будущий сезон по выходе из него. Ранее в интервью порталу Colta.ru господин Шалашов говорил о готовности проводить «камерные концерты с минимальной загрузкой и максимальной дистанцией» уже в августе. Но как будут реагировать на санитарные ограничения (если они сохранятся к осени; а никакой ясности по этому поводу пока нет) публика и покупатели билетов — прогнозировать сложно.
Еще сложнее строить прогнозы оперным театрам, где, помимо многолюдных зрительных залов, каждый спектакль подразумевает присутствие огромного коллектива: оркестр, хор, солисты, миманс, рабочие сцены и т. д. Большой театр, как сообщил “Ъ” его генеральный директор Владимир Урин, отправил своих артистов в отпуск сроком с 1 июня по 26 августа. Предполагается, что 26 августа пройдет сбор труппы, а с 15 сентября начнется новый сезон, причем билеты на его спектакли могут поступить в продажу уже 1 августа.
В первые месяцы сезона Большой рассчитывает показывать спектакли текущего репертуара (без участия иностранных артистов).
На это время запланирована только одна премьера, балетная — три одноактных спектакля молодых отечественных хореографов, перенесенные с весны текущего года на осень. Первая оперная премьера — «Саломея» Рихарда Штрауса — состоится уже после Нового года.
Директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (который, правда, является не федеральным, а муниципальным учреждением) Антон Гетьман рассказал, что в его театре ситуация с отпусками иная: формально труппа еще не на отдыхе, отпуск для нее был запланирован с 29 июня по 27 июля — с тем чтобы август можно было бы провести в репетициях. Таким образом, в свете новых инициатив московских и федеральных властей артисты МАМТ могут приступить к репетициям хоть завтра — но и тут нужны санитарно-эпидемические инструкции от Роспотребнадзора. А их пока нет — так что, в сущности, формировать планы на ближайшие месяцы учреждениям культуры намного проще не стало.