Заболеваемость под маской
Уровень заражений в Ульяновской области остается высоким среди медперсонала
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сообщил, что почти четверть общего числа заражений COVID19 в регионе приходится на медперсонал. Роспотребнадзор подтверждает эту информацию, отмечая также озабоченность ростом распространения инфекции на предприятиях и на транспорте. В региональном минздраве заявляют, что медработники обеспечены всем необходимым, в официальном профсоюзе медработников отмечают, что жалоб от коллег нет, однако альтернативный профсоюз медработников заявляет, что проблема со средствами индивидуальной защиты до сих пор окончательно не решена.
Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в пятницу в очередном обращении к жителям региона заявил, что ситуация в регионе остается напряженной, с 29 мая по 4 июня в регионе выявлен еще 561 заболевший COVID19, из них 129 человек — медработники, «и динамика заболеваемости медиков остается высокой, чуть менее четверти всех зараженных». О проблеме губернатор напомнил членам кабмина и главам муниципалитетов в понедельник на заседании штаба по развитию, отметив, что «ситуация сложная, каждый день под 100 новых случаев», и «не стоит думать о снятии мер, стоит думать об ужесточении». По его словам, он, проехав по центру, не увидел людей, которые бы соблюдали установленные требования, «дружинников — ни души». «В нескольких детсадах выявлен вирус, 531 медработник болен. Сколько нужно, чтобы все вздрогнули?» — задал вопрос чиновникам губернатор.
Заметим, с 31 мая в регионе увеличился прирост подтвержденных случаев заражения коронавирусом с 75 в сутки до 97–109 (в понедельник — 94).
В управлении Роспотребнадзора по Ульяновской области „Ъ“ подтвердили, что нередко очагами распространения инфекции являются сами учреждения здравоохранения. По данным ведомства от 5 июня, 25,2% всех заражений (775 случаев) произошли именно в учреждениях здравоохранения, «но туда входят как случаи, когда медработники заразились от пациентов, так и случаи, когда пациенты заразились от медработников». Но основная масса заражений происходит от родственников, в семье (49,7%, 1527 человек). «Это половина всех зараженных. И их могло не быть, если бы они исполняли все наши предписания»,— отмечает руководитель эпидотдела регионального управления Роспотребнадзора Диляра Хакимова. По ее данным, 14% (414 человек) — случаи, когда контакт точно не установлен. Это, по словам госпожи Хакимовой, транспорт, магазины и прочие пути передачи инфекции в местах массового скопления людей. Еще 3,3% — заражения, произошедшие на предприятиях и в организациях (101 человек).
Как пояснила руководитель эпидотдела, в ковидных госпиталях, где в «красной» (имеющей контакт с инфицированными коронавирусом) зоне соблюдаются все требования по средствам индивидуальной защиты (СИЗ), процент заражений намного меньше, «там их почти нет». В то же время заражения происходят в экстренных службах, которые принимают различных больных, не зная, есть у них COVID19 или нет, и где используются не костюмы повышенной защиты, а обычные маски и халаты. «Кроме того, нарушением является то, что ряд врачей, работающих в ковидных госпиталях, являются совместителями и, принимая пациентов в поликлиниках после основной работы, могут быть источником инфекции. В части организации, по документам, в учреждениях здравоохранения все делается правильно, но когда мы проверяем, нарушения есть. Это связано и с перегрузкой врачей, и с не всегда полным обучением медперсонала требованиям. Во многих случаях срабатывает человеческий фактор», — пояснила госпожа Хакимова. По ее словам, согласно отчетности, «никаких проблем со средствами индивидуальной защиты у учреждений здравоохранения нет».
Диляра Хакимова также высказала свою озабоченность ростом заражений на предприятиях и организациях, где происходят «случаи заноса инфекции», а затем ее распространения, и отметила, что опасным потенциальным очагом распространения инфекции остается транспорт, где не соблюдаются требования Роспотребнадзора: «Пассажиры заходят без масок и перчаток, автобусы идут нередко битком, деньги за проезд передают через несколько рук — а это прямой путь заражения».
Лидер регионального профсоюза медработников Светлана Свирина сказала „Ъ“, что «жалоб от медработников в профсоюз не поступало». «А закупками средств индивидуальной защиты занимаются медицинская палата и минздрав, нас к этому не привлекают, главврачи заявляют, что у них все есть, хотя Роспотребнадзор выявлял нарушения»,— сказала профлидер.
В реготделении профсоюза медработников «Защита» (создано в регионе в мае) „Ъ“ пояснили, что ковидные госпитали полностью обеспечены СИЗ, «но только последние дней десять». «В то же время в поликлиниках часто применяются несертифицированные маски, неотложная медпомощь, как и обычные линейные бригады скорой помощи, не имеют специальных СИЗов для приема необследованных больных, тестирование на наличие COVID19 в нековидных медучреждениях производится не в полных объемах, вместо как минимум одного раза в неделю раз в две недели, иногда и реже», — пояснили в «Защите».
Выяснить в минздраве, с чем связан высокий процент заражения среди врачей, не удалось — министр Виктор Мишарин, сославшись на занятость, отказался от комментариев. Ранее, 4 июня, на совещании с губернатором он заявил, что для работающих с ковидными больными ульяновских медиков «созданы все условия».
Руководитель государственно-правового управления администрации губернатора Алексей Преображенский высказал свою озабоченность ситуацией с исполнением требований Роспотребнадзора и указов губернатора на транспорте. По его мнению, все, что необходимо сделать на правовом уровне, сделано, однако ни частные перевозчики, ни администрация Ульяновска не торопятся исполнять эти требования, подвергая граждан опасности заражения, «а региональное министерство транспорта соответствующих мер не предпринимает». По словам господина Преображенского, «губернатор объявил, что в ближайшие дни проведет специальное совещание по всем местам повышенной опасности заражения».