«Новый поток» принес новые дела
Соратников Дмитрия Мазурова хотят арестовать заочно
Следователи МВД обратились в Тверской райсуд Москвы с ходатайствами о заочных арестах старшего вице-президента группы компаний «Новый поток» (New Stream) Юрия Навражного и бывшего гендиректора ранее принадлежавшего ГК Антипинского НПЗ Геннадия Лисовиченко. Оба они стали фигурантами громкого расследования в отношении владельца «Нового потока» Дмитрия Мазурова, который уже почти год находится в СИЗО по обвинению в мошенническом хищении кредитов Сбербанка. По предварительным данным, претензии к его бывшим коллегам связаны с новыми обвинениями о продаже ГСМ по заниженной цене. Ранее господина Лисовиченко тюменские следователи обвинили в злоупотреблении полномочиями, но также заочно.
Ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Юрия Навражного и Геннадия Лисовиченко поступили в Тверской райсуд от представителей Следственного департамента МВД еще в прошлую пятницу, однако судьям они были распределены только в понедельник. Поскольку оба бывших руководящих сотрудника «Нового потока» (в основанную Дмитрием Мазуровым группу входили Антипинский НПЗ и месторождения в Оренбургской области, где проводилась геологоразведка) находятся в розыске, то обращения следователей будут рассмотрены заочно. И так как этот вопрос не является первоочередным, то слушания по мере пресечения для обвиняемых в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) бизнесменах назначены на 15 и 16 июня.
Надо отметить, что об обвинениях в адрес господ Лисовиченко и Навражного стало известно накануне завершения расследования уголовного дела их бывшего шефа, основателя, владельца и руководителя «Нового потока» Дмитрия Мазурова.
О деталях нового расследования СД МВД официально пока ничего не сообщается. Однако, по предварительным данным, оно также напрямую связано с Антипинским НПЗ и Дмитрием Мазуровым.
Не исключено, что речь идет о результатах доследственной проверки, которую следователи проводили по заявлению представителей Сбербанка. Напомним, что уже после возбуждения уголовного дела и задержания Дмитрия Мазурова в июле прошлого года по обвинению в хищении кредитов Сбербанка и выводе средств с НПЗ юристы кредитного учреждения просили проверить ряд сомнительных, по их мнению, сделок. В частности, речь шла, как рассказывал “Ъ”, о двух контрактах, заключенных Антипинским НПЗ со швейцарской фирмой New Stream Trading AG.
Как утверждали заявители, эта компания фактически принадлежит Дмитрию Мазурову, а номинально ею владеет его сестра Ксения. Через эту структуру, говорилось в заявлении, в течение нескольких лет часть готовой продукции НПЗ продавалась по цене значительно ниже рыночной, а ущерб составил более $30 млн. Причем как ранее, так и в этом заявлении представители Сбербанка просили привлечь к ответственности не только самого Дмитрия Мазурова, но и экс-гендиректора НПЗ Геннадия Лисовиченко, так как тот отвечал за оперативное управление предприятием. И совершили они, как считали в кредитном учреждении, не только мошенничество в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ), но и преднамеренное банкротство предприятия (ст. 196 УК РФ), уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193 УК РФ), а также создали целое преступное сообщество (ст. 210 УК РФ).
Кроме того, Сбербанк хотел детальной проверки вообще всех сделок, связанных с Антипинским НПЗ в период 2015–2018 годов. Между тем 12 июня этого года истекает срок, в течение которого СД МВД должен был объявить о завершении предварительного следствия в отношении Дмитрия Мазурова, предъявить ему обвинение в окончательной редакции и предоставить собранные материалы для ознакомления в рамках статьи 217 УПК РФ.
Впрочем, в случае появления новых обвинений эти сроки могут быть сдвинуты. Вполне возможно, что именно с этим и связано решение следователей обратиться в суд с ходатайствами о заочном аресте возможных подельников господина Мазурова.
Сам арест в данном случае скорее необходимая формальность, без которой невозможен международный розыск фигурантов громкого расследования по линии Интерпола.
Правда, Геннадий Лисовиченко, в прошлом, кстати, работник прокуратуры с 17-летним стажем, уже и так находится в розыске. Напомним, в июле 2019 года следователи СУ СКР по Тюменской области возбудили уголовное дело в отношении Геннадия Лисовиченко по заявлению его преемника на посту гендиректора НПЗ в связи с махинациями в сделках с недвижимостью АО «Антипинский нефтеперерабатывающий завод». Он обвинялся в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ) при заключении сделок по продаже имущества завода, в результате чего предприятию был причинен убыток в размере 35 млн руб. По данным следствия, господин Лисовиченко создал искусственный долг завода перед компанией, которой в качестве отступных были переданы железнодорожные подъездные пути. В результате завод стал платить аренду за пользование этими путями в размере около 3 млн руб. в месяц.
По некоторым данным, после того как стало известно о возбуждении уголовного дела, господин Лисовиченко покинул Россию и вылетел в Болгарию. В августе 2019 года Ленинский районный суд Тюмени удовлетворил ходатайство следователей об его заочном аресте. Однако в мае этого года он был отменен, а дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Адвокат господина Лисовиченко для комментариев сегодня не была доступна.
В свою очередь адвокат господина Мазурова Тимур Хутов сообщил “Ъ”, что его подзащитный все предъявленные ему обвинения отрицает.
«Мазуров классический предприниматель, которого вообще не должны были по закону арестовывать»,— утверждает защитник. По его данным, недавние громкие аресты и отставки в руководстве Следственного департамента МВД, который и расследует дело экс-владельца Антипинского НПЗ, никак не отразились на расследовании. Как отметил господин Хутов, с Дмитрием Мазуровым сейчас следственных действий —допросов или очных ставок — не проводится, а все ограничивается назначением тех или иных экспертиз. Также адвокат пояснил, что сейчас обвиняемый содержится в спецблоке столичного СИЗО «Матросская тишина», более известного как «кремлевский централ». В Сбербанке сложившуюся ситуацию оперативно прокомментировать не смогли.