Кризис вышел наружу
Заполняемость рекламных щитов в Казани упала до 25%
В Казани из-за пандемии коронавируса резко сократился объем рынка наружной рекламы. Вчера мэрия сообщила, что в мае заполняемость статичных щитов сократилась до 25%, а цифровых конструкций — до 13%. Для поддержки отрасли власти дали бизнесу отсрочку по уплате около 78 млн руб. арендных платежей за второй квартал. Участники рынка заявляют, что эта мера помогла «не обанкротиться и не уволить сотрудников», но отмечают, что не потянут «двойную аренду» в следующем году. Они просят власти продлить отсрочку в третьем квартале, а в следующем году — дать скидку на платежи. Начало выхода из кризиса они ожидают осенью.
О многократном падении городского рынка наружной рекламы сообщила вчера мэрия Казани. По данным властей, в период самоизоляции из-за COVID-19 «был зафиксирован рост отказов от размещения наружной рекламы». В итоге заполняемость цифровых конструкций снизилась с 61% в марте до 28% в апреле и 13% в мае. Статичные щиты были заполнены на 51% и 25% соответственно. Афишные конструкции оказались полностью пустыми из-за отмены всех концертов и спортивных мероприятий.
Напомним, из-за распространения коронавируса с конца марта 2020 года деятельность практически всего бизнеса в республике и других регионах РФ была ограничена. Жителям запретили покидать собственные квартиры без необходимости. Введенные с начала пандемии ограничения постепенно начали отменять лишь в середине мая, когда прекратился режим нерабочих дней.
По данным мэрии Казани, в 2019 году объем городского рынка наружной рекламы составил 872 млн руб. За год он вырос сразу на 35%. Поступления в муниципальный бюджет от наружной рекламы составили около 300 млн руб.
Торги на право установки и эксплуатации 890 рекламных конструкций в Казани состоялись в марте–апреле 2018 года. Контракты заключались сразу на 10 лет. По итогам аукционов право на размещение почти 40% конструкций (350 рекламных носителей) выиграло ООО «Лариса-Сити Сэйлс», принадлежащее Ларисе Фоминой. Втрое место оказалось у ООО «Билбордс», учредителем которого является Илья Фомин, сын госпожи Фоминой. Его компания приобрела 240 конструкций (27% рынка). Серьезно сократилась доля прежнего лидера — ООО «АПР-Сити / ТВД» (бренд Russ Outdoor). Компания смогла выиграть лишь 148 конструкций (16,6%), хотя до этого ей принадлежало более 400 носителей. Представитель продюсерского центра «Барс медиа» Дина Гараева получила 60 конструкций (6,7% рынка). Еще девять компаний (среди них «Звезда», «Неон-Арт-М», «Рим», РА «Цвет») получили менее 3% носителей.
В прошлом году власти разыграли дополнительно на 20 аукционах 59 рекламных объектов. Также схема размещения рекламных конструкций была дополнена 48 остановочными павильонами. Количество таких павильонов в городе увеличилось до 120. В этом году планируется провести торги еще на 70 павильонов.
По словам начальника управления наружной рекламы и информации Аскара Багаутдинова, «в связи с поэтапным снятием ограничений ситуация постепенно улучшается.
Минимум на цифровых конструкциях был зафиксирован в первой декаде мая — заполняемость тогда составила 10%.
Во второй и третьей декаде заполняемость увеличилась до 12% и 16% соответственно, но до мартовских докризисных значений еще очень далеко»,— сказал он на совещании в мэрии.
В целях поддержки отрасли по итогам мартовской встречи мэра Казани Ильсура Метшина с бизнесменами было принято решение о годовой отсрочке арендных платежей за второй квартал 2020 года по муниципальной недвижимости. Около 78 млн руб. предпринимателям разрешили заплатить в 2021 году. В итоге в текущем году поступления в бюджет Казани от наружной рекламы ожидаются в размере 260 млн руб. «В случае принятия дополнительных мер поддержки бизнеса прогноз будет уточняться»,— обещал господин Багаутдинов. Ситуацию на рынке он охарактеризовал «как тяжелую».
Руководитель медиагруппы «Рим» (включает в себя ООО «Билбордс» и «Рим») Илья Фомин сообщил “Ъ-Казань”, что отсрочка арендных платежей за второй квартал «помогла как временная мера»: «Никто из операторов не обанкротился и не уволил своих сотрудников». Он отметил, что, по замерам группы, в апреле заполняемость конструкций коммерческим размещением рекламы была еще выше 25% за счет ранее заключенных контрактов, а в мае этот показатель снизился до 13%. В июне мы видим положительную динамику: начинается постепенный возврат рекламодателей. Очень неторопливый. Заполняемость ожидается на уровне 17%»,— сказал господин Фомин. Он добавил, что сократилось число как местных, так и федеральных клиентов.
При этом вместе с оператором Larisa City медиагруппа приняла решение отдать пустые щиты под бесплатное размещение малого бизнеса, пострадавшего от кризиса. Также участники рынка продолжают размещать социальную рекламу от города (власти оплачивают только установку баннеров).
По словам Ильи Фомина, правительство России не включило рекламные компании в список наиболее пострадавших от пандемии отраслей, хотя «отрасль очень сильно пострадала». «Ни одна компания без мер поддержки справиться не сможет. Мы рассчитываем, что по итогам мониторинга город продлит действие отсрочки и на третий квартал»,— указал представитель медиагруппы.
Он добавил, что участники рынка также рассчитывают на снижение арендной платы (сейчас стоимость аренды одного еврощита в Казани составляет около 30–60 тыс. руб.). «Понятно, что в следующем году заплатить двойную аренду в полном размере будет физически невозможно»,— указывает господин Фомин.
Предприниматель ожидает, что к концу лета отрасль начнет постепенно восстанавливаться: в августе–сентябре вернутся федеральные клиенты. «Тогда к четвертому кварталу мы видим перспективы выхода из кризиса»,— заключил Илья Фомин.
Отметим, что решение об отсрочке арендной платы для владельцев рекламных конструкций было принято также и в других городах России, в том числе в Москве, где сумма платежей за квартал составляет почти 900 млн руб. Впрочем, некоторые операторы критиковали такое решение, указывая, что в других странах компании полностью освободили от платежей из-за пандемии и кризиса.
По словам Аскара Багаутдинова, в Казани решение о полной отмене платежей было принято только для владельцев афишных конструкций.