Интернет-заказы застряли на границе
Почему задержки достигают нескольких месяцев
Россияне неделями не могут получить заказы из зарубежных онлайн-магазинов из-за проблем на таможне. На страницах Boxberry в соцсетях пользователи массово жалуются на задержки, сообщает РБК. Судя по комментариям, сложности возникли как минимум у клиентов магазинов iHerb и Asos.
Москвичка Юлия рассказала “Ъ FM”, что должна была получить заказ от Asos еще в середине мая, но он поступил в пункт выдачи только 8 июня:
«15 мая мне должна была прийти посылка. Эта дата была в самом приложении ритейлера. Через три дня примерно я поняла, что посылки нет, никакой SMS нет. Я позвонила в компанию Boxberry, там мне ответили, что мой заказ задерживается на таможне и оператор отправила на таможню письмо. Недели через две мне пришло уведомление на почту, что мой заказ находится на Домодедовской таможне. Я ждала-ждала, и примерно через три недели с чем-то мне пришла SMS о том, что я могу забрать свой заказ из пункта выдачи Boxberry».
А москвичка Елена Морозова до сих пор не получила свой заказ. По ее словам, в такой же ситуации еще около 200 человек, и перспективы непонятны:
«Я, как многие, ожидаю заказ из иностранного магазина Asos. Он застрял на таможне, с 22 мая лежит без движения. У некоторых таких же пострадавших людей заказы повисли аж с 15 мая, и ни в какой поддержке, ни в Asos, ни в таможенной службе комментариев по приходу доставки не дают. В Boxberry говорят “ожидайте”, или “свяжитесь с таможенной службой”, или “свяжитесь с Asos” и перекладывают вину друг на друга. Уже во “ВКонтакте” создана инициативная группа, которая хочет ехать на таможню, хочет писать заявление, претензии».
В Boxberry признали проблему. Там связывают задержки с новым приказом Федеральной таможенной службы. Из него следует, что теперь в одной электронной декларации можно оформить не 500 посылок, как раньше, а только 100. Из-за этого на все процедуры на таможне уходит в пять раз больше времени, пояснил директор Boxberry International Марат Артуганов:
«Вступило в силу новое правило. Некие эксперименты проводятся на самих экспресс-перевозчиках. К слову, у “Почты России” такого ограничения нет. Это первое. Второе — у таможенных органов есть определенное программное обеспечение, оно работает с перебоями. Некачественно работает обмен внутренней информацией между таможенными органами и МВД, к примеру, по проверке паспортных данных. Это приводит к тому, что до половины паспортных данных, собираемых нами и предоставляемых в автоматическом режиме, не проверяется. Из-за этого происходят повторные запросы. У нас как экспресс-перевозчиков запрашивают сканы паспортов. Сканер-то не у каждого человека дома стоит. Все эти изменения единомоментно привели к тому, что случился некий коллапс. При этом он случился не только у нас. Кто-то там пытается говорить, что у него нет проблем, хотя это неправда.
Наиболее эффективно себя проявила Шереметьевская таможня, там действительно мужественные инспекторы внедряют эти изменения, но эта таможня всегда была основным центром входа кроссбордера.
Для других, к примеру Домодедовской, у которых в принципе не были натренированы компетенции на больших объемах кроссбордера, внедрение еще и этого изменения —это шок.
При этом общее число посылок из-за пандемии не увеличилось, даже был определенный провал в последние два месяца. В апреле был максимальный спад, потом в мае началось медленное восстановление. В период пандемии все экономили деньги и уж точно покупки из-за границы были во втором, а то и в третьем приоритете».
Проблемы признали и в других службах доставки. В DPD “Ъ FM” также сказали, что их отправления задерживаются на таможне. Ассоциация экспресс-перевозчиков в конце мая направила письмо в Федеральную таможенную службу с просьбой вернуть возможность оформлять до 500 заказов в декларации. Там жаловались, что новое программное обеспечение медленно сверяет паспорта.
В Федеральной таможенной службе во вторник ответили “Ъ FM”, что у них программных сбоев нет. А задержки могут возникать из-за проблем на стороне экспресс-перевозчиков, некоторые из которых «оказались инфраструктурно и технологически не готовы к новым условиям работы». Там добавили, что введение новых правил было необходимо для борьбы с незаконным перемещением товаров.