Суд оценил обходной маневр
С ГУАД взыскивают 94 млн рублей по разорванному контракту с проектировщиком объезда Балахны
Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области (ГУАД, госзаказчик дорожного строительства) проиграло в первой инстанции спор с проектным институтом «Волгаавтодорпроект», выступавшим первым подрядчиком по корректировке проекта автомобильного обхода Балахны. Нижегородский подрядчик выполнил работу, но ГУАД разорвало с ним госконтракт из-за срыва сроков и замечаний госэкспертизы, передав заказ другому проектировщику из Санкт-Петербурга. Суд решил, что госзаказчик злоупотребил правом и расторг госконтракт по формальному поводу. С ГУАД решено взыскать 94,4 млн руб. в пользу первого проектировщика. В госучреждении говорят, что платить не будут и обжалуют решение суда.
Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил иск ООО «Проектный институт "Волгаавтодорпроект"» о взыскании с ГУАД 94,4 млн руб. за корректировку проектно-сметной документации по строительству обхода Балахны (вторая очередь участка автотрассы Р-152 Шопша — Иваново). В прошлом году госзаказчик в одностороннем порядке расторг контракт с институтом, сославшись на то, что подрядчик сорвал сроки и получил отрицательное заключение госэкспертизы на работу. В «Волгаавтодорпроекте» ссылались на то, что замечания по проекту были несущественными, их быстро устранили, но ГУАД отказалось направлять документацию на повторную экспертизу, использовав первое заключение как повод для разрыва договоренностей.
Изучив переписку и доводы сторон, суд подтвердил правоту проектной компании. Как следует из материалов дела, «Волгаавтодорпроект» сделал качественный проект, устранив замечания государственных экспертов, в том числе выполнив дополнительные геологические испытания грунтов и получив от «Газпрома» техусловия по переносу газопровода. Однако ГУАД, ссылаясь на первое отрицательное заключение, не стало направлять проект на повторную госэкспертизу, невзирая на неоднократные просьбы проектировщика. Суд пришел к выводу, что ГУАД не содействовало исполнению договора и фактически злоупотребило своим правом. «Подрядчик предпринял все зависящие от него меры по устранению недостатков откорректированной проектно-сметной документации, в связи с чем заявление ответчиком одностороннего отказа от исполнения государственного контракта являлось преждевременным и формальным»,— отмечено в судебном решении. В пользу «Волгаавтодорпроекта» взыскана сумма долга, также по решению суда ГУАД должно заплатить почти 200 тыс. руб. госпошлины.
Этот спор не единственный. После отказа от договора ГУАД инициировало включение подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков, но «Волгаавтодорпроект» в первой инстанции добился отмены соответствующего решения нижегородского УФАС. Отдельно арбитражные суды разбирают вопрос о законности одностороннего отказа ГУАД (первая инстанция решила, что госучреждение было вправе это сделать). Все вынесенные судебные решения еще не вступили в законную силу и оспариваются сторонами.
В ГУАД “Ъ-Приволжье” сообщили, что не намерены платить 94,4 млн руб. по судебному решению, так как рассчитывают обжаловать его в апелляции.
В госучреждении со ссылкой на заключение госэкспертизы по-прежнему утверждают, что проект был сделан некачественно. «В судебном процессе "Волгаавтодорпроект" предоставил заключение негосударственной экспертизы о полной и качественной корректировке проекта. Однако дать заключение, соответствуют ли работы, выполненные подрядчиком, требованиям технического регламента, может только государственная экспертиза. Тем не менее именно на основании заключения негосударственной экспертизы суд сделал выводы о выполнении прописанных в контракте работ»,— отметили в ГУАД.
Добавим, что после расторжения договора с «Волгаавтодорпроектом» госзаказчик в конце прошлого года провел новые торги. Теперь корректировкой проекта обхода Балахны за 101,7 млн руб. занимается АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург», которое в середине июля должно сдать прошедший госэкспертизу проект. В ГУАД сообщили, что им сейчас предоставлена «готовая на 99%» проектная документация. Хотя, судя по данным госзакупок, петербургский подрядчик также задерживает сроки работ: в мае ГУАД выставило ему требование об уплате штрафа в 500 тыс. руб. за просрочку выполнения работ по контракту. Вопрос, где госзаказчик возьмет бюджетные средства для расплаты с обоими проектировщиками за одну и ту же работу, если законность решения о взыскании 94,4 млн руб. будет подтверждена, в ГУАД пока оставили без ответа.
Сроки подготовки проекта влияют на сроки строительства обхода Балахны. Эта автодорога должна избавить город от многочасовых пробок транзитного транспорта. Она позволит автомобилистам быстрее проезжать пересеченную железнодорожным переездом в Лукино территорию, добираясь до Городецкого, Чкаловского районов и соседней Ивановской области. Построить обход Балахны еще в 2015 году обещал предыдущий губернатор Валерий Шанцев, но не сумел привлечь федеральные средства на крупный инфраструктурный проект. Начать строительство этой автодороги в 2018 году пообещал Глеб Никитин на встрече с жителями Балахны. Тогда он сообщил, что встречался с представителями Минтранса РФ и получил предварительное решение, что заявка региона будет одобрена. В областном правительстве сообщили, что строительство автодороги начнется в 2021 году. Общая стоимость проекта ранее оценивалась в 11,5 млрд руб. На начало работ запланировано 222,8 млн руб. В бюджетном плане 2022 года на обход предполагается потратить 4,35 млрд руб., из них 3,9 млрд — средства федерального бюджета.