Ирак и США помянут прошлое

В ходе стратегического диалога пройдет ревизия всех договоров более чем за десять лет

Ирак и США намерены пересмотреть все аспекты двусторонних отношений в рамках начинающегося в среду стратегического диалога. Один из главных вопросов — дальнейшее присутствие в Ираке американских и других иностранных военных, за чей вывод еще в январе проголосовал иракский парламент. Багдаду предстоит решить непростую задачу — сохранить поддержку Вашингтона и при этом не испортить отношения с Тегераном, что может еще больше раскачать ситуацию внутри Ирака.

Фото: Thaier Al-Sudani / Reuters

Непростой разговор

В среду Ирак и США начинают серию консультаций в рамках стратегического диалога. Они пройдут в формате видеоконференции. В первом раунде американских переговорщиков возглавит заместитель госсекретаря по политическим вопросам Дэвид Хейл, иракских — замминистра иностранных дел Абдель Карим Хашим. Делегации двух стран начнут работать на уровне экспертов и будут разделены на три группы — военную, политическую и экономическую. Предстоящий диалог — первое всестороннее и полное совместное рассмотрение всех сфер двусторонних отношений с 2008 года, когда Вашингтон и Багдад подписали Рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве и Соглашение в области безопасности. Их основу составляла договоренность о выводе американских военных из Ирака. Теперь этот вопрос актуален вновь.

Договоренность о проведении диалога была достигнута еще в прошлом году, однако ему помешал политический кризис в Ираке. В октябре начались массовые демонстрации против коррупции и безработицы, которые привели к отставке продержавшегося около года премьер-министра Аделя Абдель Махди. Его преемник Мустафа Каземи был назначен только в мае, а окончательно правительство сформировалось лишь в минувшую субботу. Среди последних утвержденных парламентом назначений были министры нефти и иностранных дел Ихсан Абдель Джаббар Исмаил и Фуад Хусейн.

Новому премьеру предстоит решить сразу несколько непростых задач. Начавшиеся прошлой осенью волнения готовы вспыхнуть с новой силой. И без того непростая экономическая ситуация в Ираке усугубилась пандемией коронавируса и падением цен на нефть. Кроме того, стране предстоят досрочные парламентские выборы. А это значит, что политические партии поставят на первое место пиар, а не поиск компромиссов. Провести любые непопулярные решения главе правительства будет непросто. Новые соглашения с США должен ратифицировать иракский парламент. Самым острым будет вопрос о будущем иностранных военных в Ираке.

Базы раздора

Иракский парламент проголосовал за вывод всех иностранных военных из страны еще в январе. Это произошло после того, как в ответ на обстрелы военных баз и попытку штурма посольства США в Ираке американские военные ликвидировали в Багдаде командующего иранскими силами специального назначения «Аль-Кудс» генерала Касема Сулеймани и главу иракского шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» Абу Махди аль-Мухандиса. В Вашингтоне уверены, что именно Иран и «Аль-Хашд» провоцируют антиамериканские настроения в Ираке.

Решение парламента Ирака до сих пор не реализовано. И сейчас большинство местных политиков считает вывод сил антитеррористической коалиции во главе с США главной темой предстоящих переговоров с Вашингтоном. «Это наш национальный приоритет»,— заявил в понедельник крупнейший парламентский блок «Ас-Сайирун», возглавляемый шиитским имамом Муктадой ас-Садром. В блоке «Аль-Ватания» (его лидер — бывший премьер-министр и вице-президент Ирака Айяд Аллауи) отметили, что пока иракская армия и разведка не обладают достаточными ресурсами и квалификацией для борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ), но количество иностранных сил, их вооружение, базы постоянного дислоцирования и районы патрулей необходимо четко регламентировать. Блок предлагает внести еще один важный пункт в договор: силы коалиции не могут быть задействованы ни в решении внутренних проблем Ирака, ни в нападении на другие страны (читать — на Иран) с иракской территории.

В том, чтобы определиться с будущим коалиции, заинтересованы и сами США. С момента заключения предыдущих стратегических договоров с Ираком американские военные сначала ушли из этой страны, а потом, спустя всего три года, вынуждены были вернуться обратно. Уход дорого обошелся США: Ирак оказался легкой добычей для ИГ, одновременно резко усилилось влияние Ирана на иракскую политику. Это совсем не тот опыт, который Вашингтон захочет повторить. Тем более что ИГ еще не повержено, а Иран — главный враг в регионе.

Военное присутствие США на Ближнем Востоке

Смотреть

ИГ остается угрозой

Как отметила во вторник британская газета Financial Times со ссылкой на аналитиков в области безопасности Майкла Найтса и Алекса Алмейда, в первом квартале 2020 года боевики ИГ осуществили по меньшей мере 566 нападений в Ираке. За весь 2019 год их произошло 1669. Рост активности террористов эксперты связывают с частичным сокращением сил антитеррористической коалиции, политическим параличом в Багдаде, напряженностью в американо-иранских отношениях и пандемией. Тысячи иностранных военнослужащих, в том числе из Великобритании, Франции и Канады, покинули весной Ирак после связанной с коронавирусом остановки программ по обучению иракской армии. Вернутся ли они, неизвестно.

США также вывели около 800 своих военных с небольших баз в Ираке, однако назвали это всего лишь передислокацией. Только на прошлой неделе госсекретарь США Майк Помпео, приветствуя новое правительство Ирака, пообещал, что борьба с ИГ будет продолжена.

Одновременно с передислокацией США в марте разместили на двух базах коалиции ЗРК Patriot, на что до сих пор нет публично высказанного разрешения Багдада, так как это связано не с борьбой с ИГ, а с политикой давления Вашингтона на Тегеран. Неудивительно, что иракские власти промолчали, опасаясь негативной реакции Ирана. Но рано или поздно им придется определиться.

Иранский фактор

В связи с истекающими в октябре ограничениями на поставки оружия в Иран группа республиканцев в Конгрессе предлагает ужесточить антииранские санкции. Ими требуют обложить и поставки электроэнергии в Ирак, которые раньше в виде исключения были выведены из-под санкций. Только месяц назад Госдепартамент США, приветствуя назначение Мустафы Каземи на пост премьера, продлил это исключение на 120 дней. В Багдаде надеялись, что так будет и впредь. На прошлой неделе в ходе визита в Ирак иранской делегации во главе с министром энергетики Резой Ардаканияном стороны продлили договор о поставках иранской электроэнергии на два года, а не на один, как раньше. Стоимость контракта — $800 млн, половина выплат уже совершена. Попасть под американские санкции, равно как и лишиться иранской электроэнергии для Багдада было бы катастрофой.

При этом Багдад все же попытался продемонстрировать свою независимость от Ирана. Согласно источникам саудовской газеты «Аш-Шарк аль-Аусат», премьер-министр Мустафа Каземи обязал всех иностранных официальных лиц получать визы при посещении Ирака. И первой под это ограничение попала как раз иранская делегация, в которую вошел, по данным газеты, и глава подразделения «Аль-Кудс» Эсмаил Гаани. В марте он уже неофициально посещал Ирак, не запрашивая разрешения Багдада, как раньше десятки раз делал его предшественник Касем Сулеймани. Если источники газеты верны, решение иракского премьера — весьма символичный жест, но избавиться от влияния Ирана на внутренние дела Ирака ему в любом случае будет непросто, с учетом поддержки Тегераном шиитских группировок, оказывающих значительное влияние на политический расклад в стране.

Как отмечают эксперты Вашингтонского института ближневосточной политики, известного тесными связями с республиканцами, США могут потребовать от Ирака гарантий безопасности для американских военных, посольства и гражданских лиц. Американцы могут также потребовать от Ирака ответы на целый ряд болезненных вопросов. Как и когда Багдад возьмет на себя ответственность за действия проиранских группировок и поставит их под контроль центрального правительства? Какие шаги будут им предприняты для достижения энергетической независимости от Ирана? Что будет сделано для того, чтобы положить конец коррупции и решить другие политические проблемы страны? «Если Ирак не готов дать США надлежащие ответы и определить подходящие стратегические отношения, вполне возможно, что баланс кнута и пряника окажется в пользу кнута. С учетом ошеломляющей стоимости пандемии COVID-19 для экономики США, Ирак должен ожидать, что американская помощь будет менее щедрой, чем в прошлом»,— отмечают эксперты. Но в то же время они подчеркивают, что США не могут ожидать от иракцев четкого выбора между Тегераном и Вашингтоном, иначе это приведет к дестабилизации внутри Ирака, следовательно, нужно принять Багдад, имеющий хорошие отношения как с американцами, так и иранцами.

«В отличие от января, сейчас расклад в американо-иракских отношениях складывается благоприятно для Вашингтона. Несмотря на существующий раскол во взглядах среди иракской политической элиты, новое правительство настроено на конструктивный диалог с США, многие из министров, включая премьера Мустафу Каземи, тяготеют к Вашингтону, главное, чтобы региональная динамика не принесла сюрпризов»,— сказал “Ъ” программный менеджер Российского совета по международным делам Руслан Мамедов. По его словам, после гуманитарных обменов заключенными между США и Ираном и исключений для Багдада из американских санкций против Тегерана создалось впечатление, что ситуация несколько стабилизировалось, но в любой момент все может рухнуть.

Марианна Беленькая

Вся лента