Дело о взрыве на «Уфанефтехиме» подводят к приговору
Гособвинение просит отправить на поселение обвиняемых в аварии на НПЗ
Судья Орджоникидзевского райсуда Уфы Вадим Таянович 16 июня намерен вынести приговор по делу об аварии на заводе «Уфанефтехим» «Башнефти», где в ночь на 16 июля 2016 года взорвалась установка гидрокрекинга. При взрыве и пожаре погибли шесть рабочих, десять получили травмы различной степени тяжести.
Как следует из материалов суда, 5 июня на процессе завершились прения сторон. Государственный обвинитель попросил признать всех пятерых подсудимых виновными в нарушении правил безопасности на взрывоопасном объекте, повлекшем по неосторожности смерть более двух человек (ч. 3 ст. 217 УК РФ). Следствие возложило вину за произошедшее на пятерых сотрудников «Уфанефтехима».
Для инженера Раиля Давлетова и бывшего инженера Александра Королева прокурор запросил по четыре года лишения свободы в колонии-поселении, для начальника сектора отдела технического надзора Илюса Зиннатшина, начальника установки гидрокрекинга Рустама Янчурина и главного механика производственной площадки Олега Храмова — по пять лет, сообщил „Ъ“ адвокат Радик Латыпов, представляющий интересы Александра Королева.
Минимальное наказание по ч.3 ст. 217 УК РФ предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет, максимальное — лишение свободы на срок до семи лет.
Уголовное дело расследовалось два с половиной года, судебный процесс длится с февраля 2019 года.
Прения сторон прошли без слушателей: башкирские суды продолжают работать в закрытом режиме из-за пандемии нового коронавируса.
Ранее в Следственном комитете сообщали, что вина обвиняемых состоит в том, что незадолго до аварии они отремонтировали коллектор вместо того, чтобы его заменить, а затем надлежащим образом не оформили исполнительную документацию и не передали ее в отдел технического надзора. В результате до пуска отремонтированной установки никто не удостоверился в ее безопасности, сообщали в СКР. В прокуратуре, в свою очередь, отмечали, что обвиняемые не обеспечили надлежащий ремонт установки, а по окончании работ не провели экспертизу промышленной безопасности оборудования.
Непосредственно к аварии, сообщали в СКР, привела утечка на установке гидрокрекинга водородсодержащего газа из теплообменных трубок коллектора. Газ воспламенился, что привело к пожару, обрушению установки и гибели людей.
Авария произошла под утро. Погибли операторы установки Владимир Выдрин, Константин Бабенко, Алексей Лыгин, Ильсур Мугафаров, заместитель начальника установки Марат Булатов и машинист Ильнар Сабиров.
В марте 2017 года Ростехнадзор сообщал об итогах проведенного ведомством расследования причин аварии на установке «Уфанефтехима». Причиной была названа разгерметизация теплообменных трубок входного коллектора в результате коррозии. Ведомство тогда же сообщало о «недобросовестных действиях» двух уфимских организаций, отвечавших за ремонт и ввод установки: ООО «Инженерно-экспертный центр Трубопроводсервис» (принадлежит Денису Воронину) и ООО «Спецсервисремонт» Александра Филатова. В частности, в комиссии Ростехнадзора признали, что в 2014 году центр «Трубопроводсервис» на основании недостоверных сведений выдал положительное заключение на использование изношенного оборудования на следующие четыре года, а «Спецсервисремонт» в марте-апреле 2016 года, то есть за три месяца до взрыва, произвел ремонт коллектора без технического задания, проектной и ремонтной документации.
Уголовное дело в отношении сотрудников этих двух компаний не возбуждалось.
Статус потерпевших в деле получили «Башнефть», семьи шестерых погибших и два пострадавших сотрудника. Общий ущерб, нанесенный потерпевшим, следствие оценило в 9 млрд руб. В прокуратуре Башкирии вчера затруднились сообщить, в какую сумму оценен ущерб «Башнефти», в какую — ущерб семьям погибших и пострадавших.
Подсудимые вину не признают, сообщил адвокат Александра Королева Радик Латыпов. Адвокаты настаивают на том, что в действиях их подзащитных не было состава преступлений. Например, Александр Королев в дни, когда ремонтировалась установка, вообще находился в отпуске, отметил его защитник.
Ходом судебного следствия недовольны семьи погибших. Вдова Алексея Лыгина Оксана считает, что «дело было передано в суд сырым, следствие не разобралось в истинных причинах аварии, не дало оценку действиям руководства предприятия, спасательной службы, не организовавшей эвакуацию». По мнению вдовы, был также подделан акт расследования несчастного случая. «У оператора установки было два часа на то, чтобы решить, останавливать ее или нет. Все это время он ждал решения от руководства. Если бы остановил, его могли уволить, но тогда, возможно, выжили бы люди»,— отметила Оксана Лыгина. Она сообщила, что представители погибших в суде требовали направить дело на дополнительное расследование и установить полный круг виновных за гибель сотрудников завода.