Покупатели вспомнили про магазины
Интерес к шопингу возвращается
Отмена пропускного режима в Москве и стремление потребителей реализовать отложенный спрос запустили восстановление Shopping Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) к докризисным показателям: за неделю разрыв со средним значением июня прошлого года сократился почти на 10 процентных пунктов. Но о полном восстановлении трафика стоит говорить не раньше начала следующего года, предупреждают участники рынка. Еще тяжелее придется торговым объектам Санкт-Петербурга, где о выходе на докризисный уровень речь вряд ли пойдет и в следующем году.
Shopping Index в московских торгцентрах начал постепенно восстанавливаться, свидетельствуют данные Watcom Group. По расчетам компании, если по результатам открытия магазинов 1 июня показатель был ниже среднего значения июня прошлого года на 43,7%, то на выходных разница нивелировалась до 36,1% в субботу (6 июня) и 39,7% в воскресенье (7 июня). По итогам 9 июня разрыв сократился до 34,9%. Президент Watcom Роман Скороходов отмечает, что большинство посетителей торгцентров сейчас сфокусированы на целевых покупках, реализуя отложенный спрос.
Президент Российского союза торговых центров Булат Шакиров говорит, что если на прошлой неделе трафик торгцентров держался на уровне 50–55% от докризисного уровня, то на выходных восстановился до 60%. Эту динамику эксперт считает хорошей.
Сейчас, по словам эксперта, в торговых объектах мало экскурсионного трафика, некоторые непродовольственные магазины демонстрируют продажи на уровне 60–70% от значений за аналогичный период прошлого года.
Управляющий партнер RedStone Индира Шафикова отмечает, что позитивный эффект оказала отмена в Москве пропускного режима. В некоторых удачно расположенных объектах на этой неделе, по ее словам, посещаемость восстановилась до базового уровня. Господин Шакиров полагает, что восстановить трафик на уровне 80–85% от докризисных показателей московские торгцентры смогут к концу этого года, о полном восстановлении речь пойдет лишь в первом квартале следующего года.
В Санкт-Петербурге, где большинство непродовольственных магазинов по-прежнему закрыты, о четкой положительной динамике речи не идет. По итогам 30 мая падение показателя оценивалось в 71% относительно аналогичного периода прошлого года, 1 июня снизилось до 55,7%, а сейчас держится на уровне 65–68%.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров ожидает, что посещаемость торгцентров в Санкт-Петербурге будет восстанавливаться значительно дольше, чем в Москве: многие объекты в городе сильно зависят от туристического потока, который в этом году резко сократится. «Одновременно в Санкт-Петербурге на фоне кризиса значительно меньше, чем в Москве, людей со свободными деньгами»,— добавляет он. Эксперт не ждет, что трафик объектов восстановится до докризисного уровня в течение всего следующего года.
ИТ-компания «Эвотор» проанализировала посещаемость торгцентров с 1 по 7 июня в других регионах по сравнению со средними докризисными неделями в январе и марте. Так, например, в Уфе за неделю после возобновления работы торгцентров число их посетителей выросло вдвое, трафик 1–7 июня достиг 56% от среднего докризисного показателя, в то время как 25–31 мая был на уровне 26% от докризисного. Среди лидеров по восстановлению посещаемости торговых центров — Оренбург (68% от средней докризисной недели) и Иркутск (66%). В ряде регионов в торгцентрах до сих пор работают только продуктовые гипермаркеты, зоомагазины и аптеки. Пустуют пока торговые центры Казани (18% посетителей от средней докризисной недели) и Краснодара (20%).
Во что превратятся шопинг-центры после пандемии
Из войны, развернувшейся в последние недели между работающими в России ритейлерами и владельцами торгцентров, вряд ли кто-либо выйдет победителем. После пандемии, переживаемой практически всеми странами, мир для этих субъектов рынка недвижимости, считавших друг друга до коллапса партнерами, наверное, будет бессмысленным. В новой реальности, где страх перед эпидемией вряд ли отступит, россияне могут потерять всякий интерес к многолюдным моллам с многочасовым шопингом и развлечениями на фуд-кортах. Возможное будущее торгцентров — фабрики-кухни, медцентры и глухая стена постаматов. Но самый лучший вариант — парки вместо кинотеатров и коворкинги вместо сетей фаст-фуда.